челядинова Галина
Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста
Челядинова Галина,
воспитатель МДОУ ДС №16 «Ромашка»
Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического и физического развития. Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество. Авторы федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (2013) впервые ввели понятие «развитие речевого творчества» дошкольника, подчеркивая тем самым эволюционные изменения содержания данного термина.
Публикация «Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Бесспорно, самые первые годы ребенка являются наиболее сензитивными и (чувствительными, восприимчивыми) для развития речи. О взаимосвязи речетворчества и умственного развития писала А. Г. Тамбовцева: «Постигая тайны языка, ребенок проделывает колоссальную работу по анализу и обобщению явлений окружающего мира». Несомненно, наличие творческой составляющей в становлении речи малыша обогащает и социализирует его с самого раннего детства. Воспитывая ребенка дома до трех самых
значимых для его развития лет, не все родители достаточно внимательны к его речи.
Некоторые хотят развивать детскую речь, но не готовы к этой деятельности, другие и не подозревают о существовании речевого творчества, а при его проявлениях не знают, как
на это реагировать. Эта проблема, бесспорно, является одной из основных в развитии
творческой личности дошкольника.
Понимание «речевое творчество дошкольника» – это речевая деятельность ребенка, связанная с восприятием литературного образа (объекта, с внутренней и внеш
ней интерпретацией (рефлексией) его свойств (качеств, c созданием нового словесного образа (объекта, сюжета). В структуре речевого творчества мы выделяем когнитивный (познавательный, рефлексивный (аналитический) и продуктивный (преобразующий) компоненты, связанные прежде всего с творческой мотивацией ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям.
В процессе развития речевого творчества рекомендуем выявить у дошкольников виды или
признаки одаренности: «…богатство активного словаря, быстроту и оригинальность
вербальных ассоциаций, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения». Одним из признаков одаренности
ребенка, несомненно, является речевое творчество.
Видах речевого творчества : словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество.
Словотворчество – придумывание ребенком новых слов. Т. Н. Ушакова выделяет
три принципа словотворчества, на основе которых дети образуют новые слова: 1) часть
нескольких слов используется как целое новое слово; 2) к корню слова добавляется новое окончание; 3) из двух слов составляется одно новое. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении ребенком грамматического строя речи, и он смело идет по пути экспериментирования с новыми словами.
Творческое рассказывание – это вид речевого творчества, построенный на преобразовании знакомого (известного) литературного сюжета, образов, ситуаций, действий, соответствующих основному содержанию. Именно в старшем дошкольном возрасте творческое рассказывание является результатом освоения ребенком грамматических форм речи, поэтому он так быстро и легко по своему пересказывает любые литературные произведения.
Сочинение сказок – вид речевого творчества, основанный на придумывании детьми
собственной сказки с присущими ей элементами (сказочные герои, волшебные предметы, превращения, победа добра над злом и др.) Сочинение сказок детьми могут развивать и родители, и воспитатели. Предпочтительнее, если это будут воспитатели, так как
данный процесс может осуществляться при соблюдении определенных условий, с которыми знакомы не все родители. Сочинение сказок, несомненно, способствует развитию детского творчества, воображения, а следовательно, и мышления. Сам процесс сочинения активизирует речь дошкольника, учит общению с окружающими. Ребенок может ассоциировать себя со сказочным персонажем, с его героическими и добрыми поступками, а сочинение сказки развивает воображение, помогает решать жизненные проблемы в позитивном ключе.
Поэтическое творчество выражается в стихотворной рифме (форме). Источником
развития поэтического творчества является детский фольклор (или фольклор для детей) : потешки, небылицы, загадки, детские стихи. Это один из самых сложных видов речевого творчества, его трудно формировать извне в заранее заданных рамках. Данный процесс требует выявления поэтической одаренности детей и дальнейшего ее развития. Это сложно, но, если работу выполнять поэтапно и систематически, экспериментируя
с поэтическими текстами, можно решить и другие задачи: углубить знание родного языка, развить слуховое внимание, воспитать смекалку, находчивость, быстроту мышления
и чувство юмора.
Проблему развития речевого творчества дошкольников, а точнее, одного из его видов –
сочинения сказок детьми – мы рассматриваем в процессе решения комплекса задач.
Первый этап. Для определения степени развития речевого творчества дошкольников мы выбрали игровую методику «Придумай сказку». Она позволяет проанализировать творческие способности детей, проявляющиеся в ролях рассказчика и творца. Педагогу необходимо создать необходимые условия и соблюдать.
Материалы и оборудование. Листы бумаги, карандаши, диктофон. Воспитатель предлагает детям нарисовать необычное животное, затем придумать сказку о нем. При затруднении задаются вопросы: «Где оно живет?», «Чем питается?», «Какой у него характер?», «Что с ним приключилось?» и т. д.
Необходимо поговорить о композиции сказки (зачин, завязка, развитие сюжета,
кульминация, развязка, концовка, ее структурных особенностях (бытовой, приключенческий, сказочный сюжет, персонажи и их отношения) и речевых характеристиках (описание ситуации и героев, использование образных выражений, разнообразие типов речи: диалоги, прямая, косвенная).
Второй этап. Усложнили методику «Придумай сказку» новыми заданиями: придумать другие приключения героев, изменить концовку известной сказки, рассказать свою сказку.
Задание 1 Придумать новые приключения героев сказки
Например: старшая группа сказку «Репка», «Волшебница с маленьким домиком». Подготовительная группа «Красная Шапочка» необходимо изменить концовку сказки.
Третий этап. Использовали тесты Е. Торренса, направленные на диагностику речевого творчества («Использование предметов» и «Словесная асоциация»). Эти тесты являются наиболее приемлемыми для детей дошкольного возраста при определении сформированности творческих способностей – они не предполагают конкретного числа ответов. В них отсутствуют правильные и неправильные суждения, оценивается лишь степень их соответствия замыслу. Выбор тестов обусловлен их значимой взаимной корреляцией и высокой различительной способностью. Показатели по тестам Е. Торренса определялись факторами, установленными Дж. Гилфордом, а именно:
• беглость (легкость, продуктивность) – характеризует продуктивность творческого
мышления и определяется общим числом вариантов ответов (на заданное слово или
тему);
• оригинальность – своеобразие творческого мышления, особый подход к проблеме.
Определяется числом редко встречающихся ответов, необычным употреблением элементов, неординарностью структуры ответа;
• гибкость – способность к быстрому переключению творческого мышления. Определяется числом классов (групп) данных ответов (многомерность и многообразие функций, присущих объекту);
• точность – фактор, характеризующий логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Используя игрушки, различные бытовые предметы, книги, мы предлагали ребенку
поиграть.
Тестигра «Использование предметов».
Перечислить как можно больше способов использования предметов (например, колокольчик, отличающихся от общепринятого. Время выполнения – 3 минуты.
Интерпретация: анализ полученных ответов заключается в подсчете их суммарно
го числа (показатель беглости) и числа оригинальных ответов. Оригинальным считается
ответ, данный один раз на выборке 50 чело
век.
Тестигра «Словесная ассоциация». Перечислить как можно больше определений для
общеупотребительных слов (например, ручка). Время выполнения – 3 минуты. В этой игре
анализируется наибольшее количество определений, предложенных детьми.
Интерпретация: анализ полученных ответов заключается в подсчете суммарного числа ответов (показатель беглости) и числа ответов с необычным определением (показатель оригинальности). Оригинальным считается ответ, данный один раз на выборке 50 человек.
Подобранный нами комплекс диагностических методик не просто способствовал определению степени развития речевого творчества у дошкольников, но и помогал воспитателям развивать их способности, в данном случае – умение сочинять сказки, что явилось для них бесценным опытом. Исследование проблемы развития речевого творчества дошкольников носит междисциплинарный характер, необходима ее дальнейшая разработка.
Смена образовательных парадигм, модернизация дошкольного образования, изменение образовательной практики направлены на развитие индивидуальности. На фоне процессов, влияющих на целостное развитие личности дошкольника, интегративные виды
речевого творчества (устнопоэтическое, музыкальнопоэтическое, художественно речевое, изобразительноречевое, познавательноречевое) заслуживают глубокого и
внимательного исследования. СчитаЮ, что развитие речевого творчества дошкольника можно исследовать в следующих направлениях:
• информационнообразовательное пространство;
• педагогическая технология развития речевого творчества дошкольников;
• разработка педагогического и диагностического инструментария;
• проектирование дидактического и методического сопровождения;
• на основе гендерного подхода.
Появление новых видов коммуникации актуализирует перед педагогами и родителями проблему общения ребенка с окружающими, его творческого развития и в целом его социализации. Пока нет серьезных междисциплинарных исследований, например
влияния гаджетов на здоровье детей дошкольного возраста и их разумного и без
опасного использования.