эльвира малышева
Консультация для педсовета «Дидактическая игра как средство развития речевого творчества у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Еще с древнейших времен почиталось в народе краткость, простота и ясность высказывания своих мыслей. Да и сейчас очень важно хорошо владеть словом. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку, ведь владение речью приводит человека к успеху.
Публикация «Консультация для педсовета „Дидактическая игра как средство развития речевого творчества у детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая с детьми, мы видим что дети, приобретая речевые навыки, совершают множество грамматических и лексических ошибок, словарный запас еще очень беден, связная речь развивается с трудом. А перед нами стоит задача научить детей правильному звукопроизношению, помочь накопить и обогатить словарный запас, грамматически правильно и связно излагать мысли, создать условия для развития речевого творчества.
Но, работая с детьми, мы поняли, что для детей обычные задания по развитию речи малоинтересны и зачастую дети даже не понимают цели таких занятий. А без желания самого ребенка любые занятия – малоэффективны.
Т. к. ведущим видом деятельности, и самым любимым, является игра, то мы в своей работе по развитию речи широко используем дидактические игры. Благодаря своей динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять каждого ребенка в повторении слов, тех или иных речевых форм. С помощью д\и мы формируем у детей правильное звукопроизношение, пополняем и активизируем детский словарь, развиваем связную речь и умение выражать свои мысли, создаем необходимые условия для речевого творчества.
Мы проводим д\и как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. В каждой д\и мы четко определяем программное содержание. Например, в игре «Кто ушел, и кто пришел?» закрепляем правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей отбираем игрушки или другой дидактический материал, с которым можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.
В нашей группе д\и представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она может быть как игровым методом и формой обучения детей, так и самостоятельной игровой деятельностью. Это средство всестороннего развития личности ребенка.
Традиционно мы делим д\и на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
1. игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов мы используем не только игрушки, но реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.). Так, например, д\и «Овощной магазин». Цель этой игры: научить составлять описательные рассказы об овощах. Материалом для игры могут служить как муляжи, так и настоящие овощи. В игре «Где позвонили?», «Угадай, что звучало?» используем музыкальные инструменты.
2. очень широко в своей работе используем настольно-печатные игры, которые разнообразны по своему содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают не только уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, но и систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, и закреплять разные речевые умения. С помощью этих игр идет обогащение словаря детей – активизация всех частей речи: глаголы (д\и «Кто что умеет делать?», «Что сначала, что потом?», «Мишка, ляг!» закрепление повелительной формы глагола) прилагательные (д\и «Какой, какая, какое?») существительные («Что за предмет?», «Кому что нужно для работы?»). А так же это игры типа «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Угадай, чья тень?», «Классификации»
3. словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществяется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Эти игры играют огромное значение для речевого развития детей. Среди таких игр мы используем много народных, связанных потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, доступных как для младшего возраста, так интересных и для старших дошкольников.
Словесные игры нами используются:
- для работы над звукопроизношением у детей, техникой речи. Например,
д\и «Тихо-громко» - дети произносят звуки, слоги, слова тихо, громко, протяжно, отрывисто, высоким или низким голосом, быстро, медленно.
д\и «Кто как кричит?» - дети имитируют крики разных животных, изменяя тембр и силу голоса.
д\и «Подскажи словечко» - отгадывание загадок и договаривание слов в рифму.
- для работы по формированию грамматической стороны речи. Это прежде всего согласование слов в роде, числе и падеже. Например, «Один – много», «Чего (кого) не стало?».
- для обогащения детского словаря.
д\и «Кто назовет больше качеств предмета», «Кто что делает?», «Как сказать иначе?», «Из чего что сделано?», «Угадай, кто мы?», «Где чей хвост?». Здесь же используем игры на словообразование, например, «Добавь слово»_ преобразование слов с суффиксом –ик, -ищ, (дом – домик – домище, «Придумай слово» - образование новых слов с суффиксом – ик, - иц, (чай – чайник, сахар – сахарница)
- для развития речи связной речи так же используем разнообразные дидактические игры. Так д\и «Кто больше?» - дети называют по очереди приметы например весны, «Бывает - не бывает» - рассуждают, обосновывают свое согласие или несогласие, «Загадаю – отгадай» - одна группа детей придумывает загадки, другие отгадывают. «История в картинках» - составление историй с последовательным развитием сюжета.
- для приобретения детьми речевого творчества мы включаем такой материал, который, знаком детям, но еще не вышел в активный словарь. В своей работе мы широко используем прием досказывания «Закончи сказку», а в старшем возрасте «Закончи стихотворение». Очень охотно дети играют в игры творческого характера, типа «Придумай имя» (котенку, щенку, сказочному герою). Подобные игры открывают в максимальной степени свободу речевому творчеству, способствуют произвольности речи. В более старшем возрасте можно использовать игры «Смешинки» - (придумать смешное, «Вы поедете на бал?», «Небылицы» - которые позволяют детям использовать детям речевые умения, фантазию.
Дидактическая игра используется для обучения или закрепления усвоенного материала, поэтому при планировании любой д\и мы ставим обучающую или закрепляющую задачу. Дидактическую задачу мы решаем в игровой форме и считаем, что игра удалась, если решена дид. задача.
Для выбора игры мы ориентируемся на уровень знаний детей, т. к в игре каждый ребенок опирается на имеющиеся знания, умения и навыки (ЗУН). Определяя дид. задачу мы учитываем:
- какие ЗУН имеют дети;
- какие ЗУН нужно закрепить;
- какие умственные операции будут выполняться в данной игре;
- какие качества личности сформируются.
В каждой игре есть своя задача, которая отличает одну игру от другой.
Игровая задача д\и побуждает ребенка включиться в игру и достичь результата. Игровая задача и познавательная направленность игрового действия часто заложены в названии игры «Подскажи словечко».
Игровые правила. Они организуют и направляют поведение детей, дисциплинируют. Правила могут запрещать, предписывать, разрешать, определяют порядок игры и воспитывают положительные игровые отношения.
В заключение, отметим уникальность д\и, ее эффективность в обучении. Д\и относятся к «рубежным» играм, они представляют собой переход к неигровой деятельности, которую они подготавливают (Леонтиев). Процесс усвоения речи это работа не только артикуляционного аппарата, мозга и дыхательного аппарата и весь спектр д\и, используемых нами, направлен на активацию самого ребенка его саморазвитие, т. е овладение систематизированным человеческим опытом. Мы стараемся вести работу с детьми, оберегая их от восприятия форм, могущих испортить их язык. Стараемся говорить правильно! Поправки делаем тогда, когда уверены что они дойдут до ребенка. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар игры или когда ребенок чем-то увлечен нет смысла.