Людмила Акимкина
Актуальность проблемы социализации детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем сейчас совершенно в новом мире. Этот мир нестабилен, жесток, переполнен информацией, оцифрован и существует огромный разрыв с предыдущими поколениями. Этот мир предъявляет новые требования к социальному статусу человека : Быть максимально полезным обществу, всесторонне развитым, не жестоким, неравнодушным, с активной жизненной позицией, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. Поэтому проблема социализации является особо актуальной в настоящее время.
Публикация «Актуальность проблемы социализации детей в ДОУ» размещена в разделах
Ни один человек не рождается готовым членом общества. Развитие личности зависит от социальной среды, образа жизни, общения. Социализация личности начинается с первых лет жизни, а вернее первый социальный опыт ребенок приобретает до того как научится говорить. Именно в детстве у малыша формируется свое представление об окружающем мире. От того, каковы условия развития в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция, то есть период детства является первой ступенью в процессе социализации.
В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. И важно не упустить момент, подсказать, где правда, где ложь, что хорошо, что плохо, где равнодушие, а где участие, где жестокость, а где милосердие, что такое доброта, и что такое зло. Опыт детства во многом определяет его взрослую жизнь. Не имея навыков социализации, человек может быть робким, замкнутым, неуверенным в себе, с множеством комплексов. Из-за это чувствовать себя одиноким, никому нужным. Недаром говорят: Все проблемы из детства.
Детские учреждения играют большую роль в социализации детей. Одна из основных задач в ДОУ - это создание социально-благополучной среды для каждого ребенка. Вместе с семьей и только с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и закладывают основы развития личности. "Семья и детский сад не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка". И если семья будет участвовать в воспитании и развитии своего малыша с помощью детского учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
Отношения с родителями нашей группы выстраивались постепенно. Поначалу приглядывались друг к другу. Было с их стороны и недопонимание и недоверие. Со стороны детей были выявлены такие проблемы как : капризы, упрямство, агрессия, неуважительное отношение к своим сверстникам и к взрослым, неумение давать оценку своим поступкам, неуважение к труду других людей, неумение вести себя в конфликтной ситуации, многие не имели простейших гигиенических навыков. И не всегда в той или иной ситуации родители соглашались с советами воспитателя.
И тогда мы поняли, что родители и дети нуждаются в помощи. Мы объяснили и взрослым и деткам, что детский сад наш дом, он похож на семью, здесь, как и в семье, есть взрослые, которые заботятся о детях. Здесь ты не один, много других детей, к которым надо относиться по доброму, не ссориться, не драться, быть готовым в любой момент придти на помощь другому, и теперь надо поступать ни как хочешь ты, а как лучше для всех. К воспитателю и другим взрослым нужно относиться с уважением, не грубить, не спорить, не перебивать, а где нужно рпредложить придти на помощь (что-то поднять, что-принести, приготовить стульчик воспитателю к занятию, помочь убрать и т. д.). Воспитателю важно постоянно видеть как ведет себя ребенок, что его беспокоит, вовремя придти на помощь, даже если он о ней не просит. Объяснить, прояснить ситуацию, помочь найти правильный выход. Ни одна возникшая конфликтная ситуация не остается без внимания.. Она проговаривается, анализируется, каждый высказывает свое мнение и принимается общее решение. Порою дети в конфликтной ситуации обвиняют всех, но только ни себя, и родителям пересказывают все наоборот. (Здесь важно не упустить этот воспитательный процесс. Довести до ума - лгать не хорошо, наговаривать на других, а самим выглядеть белым и пушистым - подло). Ведь такие качества как лживость, лицемерие, изворотливость, желание быть лучше всех негативно отразиться в дальнейшей судьбе человека.
На примерах литературных героев, и из личного опыта, объясняем, что лгать не хорошо (Тайное становится явным, быть ябедами и жадинами некрасиво, быть жестокими и равнодушными по отношению к кому-либо (животным или людям) подло, обижать девочек не по-мужски, не уважать старших недопустимо. Поощряем тех детей, кто вовремя пришел на помощь другому, кто делится игрушками, а не сидит в углу, обнявшись с ними, кто приветлив, кто уважительно относится к взрослым, и к детям, кто всегда опрятен, аккуратен, постоянно следит за своим внешним видом. Ставим в пример тех детей, кто сам справился в конфликтной ситуации и принял правильное решение. Не всегда надо бежать за помощью к воспитателю, но еще надо учиться решать (если это не сложно) свои проблемы самому.
Основными формами работы детского сада и семьи мы выбрали как традиционные формы работы: консультации, анкетирование, родительские собрания, беседы, так и нетрадиционные: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках, организация дней открытых дверей, мини собрания.
Ни что так не сближает родителей и воспитателя, как совместные досуги. При подготовке совместных мероприятий родители принимают активное участие: помогают в оформлении помещений, в пошиве праздничных костюмов, изготовлении сюрпризов и подарков, обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника.
Такое взаимодействие сближает родителей, детей и воспитателя.
В заключении хочется сказать, работа, направленная на социализацию ребенка детсадовского возраста при взаимодействии детского сада и семьи дала свои результаты. У родителей появилось доброжелательное отношение к воспитателям и специалистам. Они стали чаще делиться своими проблемами в семье, не проявляют равнодушие к просьбам воспитателя, охотно помогают в благоустройстве группы и участка. Большинство детей адаптировались. Дети стали больше доверять друг другу и воспитателю, доброжелательно относиться к своим сверстникам.