Марина Федоренчик
Консультация для воспитателей «Актуальность проектов, способствующих познавательно-речевому развитию детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Актуальность проектов, способствующих познавательно-речевому развитию детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Цель: педагогически организовать освоения ребенком информации в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей в развитии речи ребенка.
Задачи:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья
детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Актуальность: Как показала практика метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
В организации проектной деятельности выделяют следующие этапы:
1. Определение цели и задач: педагог помогает детям выбрать и установить посильную для них задачу на определенный отрезок времени.
2. Диагностическо - аналитическая деятельность по данной проблеме.
3. Разработка проекта: планирование деятельности, сбор информации, подбор материалов, оборудование, обучения навыкам новой деятельности.
4. Выполнение проекта - реализация практической части проекта.
5. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:
• Наглядные: наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические: упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско- поисковая деятельность.
• Словесные: рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным.
3. Развитие любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей.
Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.
Заключение
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.
Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в этой деятельности.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Список литературы
М. Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
А. Г. Арушанова. «Речь и речевое общение»
А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»
С. В. Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»
Ж. Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»
Ф. А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.