Наталья Журавлева
Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
«…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается уже в детские годы.
Публикация «Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе» размещена в разделах
Наряду с этим, ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ре-бенка. Прежде всего это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии, становлении его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир.
Одной из важных задач ФГОС дошкольного образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Особое место в этом процессе занимает художественно-эстетическое развитие. В настоящее время оно выступает в качестве воспитания способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное как в жизни, так и в произведениях искусства, а также формирования стремления самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и посильно творчески проявлять себя в искусстве. Иными словами, художественно-эстетическое воспитание — это формирование в человеке чувства «прекрасного», развитие и активизация творческого, чуткого, созидающего и ответственного отношения к красоте окружающего мира и самому себе в этом мире.
Что же такое творческие способности?
Хочу представить вашему вниманию несколько трактовок, определяющих понятие творческие способности:
Теплов Борис Михайлович (советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии): творческие способности - определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.
Шадриков Владимир Дмитриевич (советский и российский психолог, автор теории способностей): творческие способности - свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.
Мотков Олег Иванович (российский психолог, кандидат психологических наук) творческие способности: способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Педагогическая энциклопедия: синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно–творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.
С философской точки зрения: творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Какой возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей?
За ответом на этот вопрос можно обратиться к исследованиям психологов, проводившим многолетние эксперименты. Оказывается, что мнения таких психологов, как Эрих Фромм (немецкий социальный психолог, Игорь Павлович Волков (педагог-новатор, кандидат педагогических наук, Олег Иванович Мотков и других совпадают. Ими установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п.
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Каковы условия эффективного развития творческих способностей дошкольников:
создание ситуаций выбора, когда процесс обучения включает задания, выполняющиеся с учётом воображения;
организация сотворчества в детском коллективе с созданием условий для проявления и развития творческих способностей каждого;
использование технологии развития творческого мышления.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
Способы стимулирования творческих способностей.
• обеспечение благоприятной атмосферы;
• доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики в адрес ребёнка;
• обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
• поощрение высказывания оригинальных идей;
• обеспечение возможностей для практики;
• использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
• предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Важность развития творчества дошкольника, его способности при решении поставленной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех воспитанников качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности.
Таким образом, можно сделать вывод - творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Литература:
1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М. : Роспедагенство, 1994.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. -М. :Изд. Центр “Академия”,2002.
3. Мотков О. И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. -М. : “Треугольник”,1993.