Елена Молчанова
Актуальность нетрадиционных техник изодеятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Рисуя, познаём…»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:
во - первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки умения; в- третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
Публикация «Актуальность нетрадиционных техник изодеятельности в детском саду» размещена в разделах
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Мною выбран путь - использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей, потому что он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это делает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Работая с различными техниками, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга. Необычное начало работы, применение игровых приемов - всё это помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
Опыт работы по использованию нетрадиционных способов и приёмов показал, что знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с самого простого- рисования пальчиками. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движение собственного пальчика, чем карандаша или кисточки.
Во второй младшей группе можно рисовать пробками и печатками из картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки. Например, темы: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое» и т. д.
Со средней группы можно рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Эту технику можно использовать, если надо рисовать что- нибудь пушистое или колючее. Например, темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
С 4 лет используется техника «Тампонирование».В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. «Одуванчики», «Облака», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».
Со старшей группы можно учиться рисовать техникой «Набрызг», «Монотипия», «Рисование клеем», «Кляксография». Например: «Чудесные бабочки», «Я и мой портрет», «Волшебное дерево», «Чудесный букет».
Очень интересно детям рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру, окраске. Эти листья можно использовать для рисования «Оттиск сухими листьями».
В подготовительной группе дети знакомятся с техникой «Монотипия пейзажная», «Ниткография», «Психорисование», «По мятой бумаге».
Работая не первый год, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего занятия. Нетрадиционные техники позволяют нам, педагогам осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.