Ольга Долгих
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Долгих Ольга Александровна,воспитатель
Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду
Дошкольный возраст — это один из главных периодов формирования творчества у детей. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду» размещена в разделах
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав накопленный опыт, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Чтобы дети овладели навыком изобразительной деятельности, я учитываю в своей работе их интересы, использую разнообразные темы занятий, формы организации, применяю разный нетрадиционный материал. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру - это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Это толчок к развитию воображения творчества, проявление самостоятельности, индивидуальности. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Основные техники нетрадиционного рисования.
Рисование пальчиками - одна из самых первых доступных техник. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Рисование ладошкой — приятно наблюдать, как ребёнок с интересом опускает свою ладонь в мисочку с гуашью, а потом прикладывает ладошку на лист бумаги. Этот процесс является одним из любимых для маленького ребенка. Таким способом мы часто рисуем солнышко, травку.
Рисование тычком – дети очень ответственно подходят к этому процессу. Ведь рисование тычком не простое дело, важно правильно держать его, то есть вертикально, чтобы тычки получились ровные, красивые. Этот способ подходит для пушистого или колючего. А это, как правило, рисование животных, одна из любимых детских тем «зайчик», «ёжик».
При печатании можно использовать поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки, пластиковые вилки и многое другое, что окружает нас. Рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской. Этот способ является одним из самых ярких и разносторонних, так как при создании композиции можно использовать разные печати. Травку и ежа можно рисовать вилкой, облака - смятой бумагой, лес - отпечатки листьев, ватными палочками можно нарисовать снег, и многое другое.
Для кляксографии понадобится: жидкая краска (акварель или гуашь, кисточка, белая бумага. Ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.
Данные техники рисования целесообразно использовать в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Для старших дошкольников существуют более сложные техники.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.