Нагорская Анастасия
Актуальность логопедической ритмики в коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом в детском саду растет большое количество детей с нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевещанием, увеличением частоты общих заболеваний детей и т. д. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Чувства ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения.
Публикация «Актуальность логопедической ритмики в коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР III уровня» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате появилась проблема включения музыкальной ритмики в этот процесс и ее адаптации в зависимости от речевого нарушения.
Н. Г. Александрова, Н. П. Збруева, М. А. Румер, Н. А. Ветлугина и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. Однако сегодня достаточно освещен вопрос методики включения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) в систему образования коррекционно-логопедической работы с дошкольниками. Темпо-ритмические средства организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
Проблема изучения составляющих темпо-ритмической стороны речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В. И. Бельтюков, Л. Н. Блохина, Л. В. Бондарко, А. А. Брызгунов, И. А. Зимняя, А. И. Исенина, М. И. Красногорский, М. С. Трубецкой, С. Н. Цейтлин, Л. В. Щерба и др.) и в логопедии (А. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, А. П. Ермакова, А. С. Орлова, И. А. Поварово, Л. А. Позднякова, Р. К. Потапова, А. Ю. Ромась, З. Н. Серебрякова, А. Ф. Чернопольська, М. К. Шеремет, А. В. Ястребова и др.). Актуальность этих исследований обусловлена тем, что именно просодические характеристики обеспечивают интонационную выразительность речи и играют важную роль в реализации коммуникативной функции речи. Именно с помощью просодических компонентов человек передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.
В последние годы внимание педагогов, логопедов, дефектологов привлечено к росту числа детей с проблемами речи. По наблюдениям последних пяти лет, примерно у 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет. В результате упускаются самый значимый для речевого развития ребёнка возраст (сенситивный период, который длится до трёх-четырёх лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка с речевыми нарушениями стремительно нарастает.
Коррекция общего недоразвития речи это тяжелый и длительный процесс, эффективность которого зависит от комплексного взаимодействия специалистов, сочетание различных подходов к преодолению этой патологии. Особое внимание изучению этого вопроса уделяли такие известные ученые: Г. А. Волкова, Л. С. Выготский, М. Е. Хватцев, Т. Б. Филичева, Т. А. Власова, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, В. В. Тарасун, М. К. Шеремет и др.
Дети с общим недоразвитием речи, по мнениям Г. А. Волковой, Н. А. Рычковой, Г. Р. Шашкиной и других авторов, имеют недостатки психомоторного развития, устранение которых недостаточно отражено в программе обучения и воспитания детей с ОНР. Значительные трудности просматриваются в овладении навыками темпо-ритмической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Логоритмические упражнения развивают функциональные системы ребенка с общим недоразвитием речи, его дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивают речевую функциональную систему через неречевые психические процессы. Логоритмические занятия дают возможность преодолевать проблемы в связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
В процессе логопедического воздействия традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в учебно-воспитательном процессе, и в процессе целенаправленной коррекции. Логоритмика, по нашему мнению, является доступной и нетрадиционной формой коррекции речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР, но ее возможности в процессе коррекции темпо-ритмической стороны речи недостаточно раскрыты. Таким образом, можно говорить о противоречии между степенью теоретической разработанности проблемы использования логопедической ритмики в коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.