Любовь Самородова
Актуальность использования наглядного моделирования
▼ Скачать
(слайд 1)
Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения.
(слайд 2)
Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование. Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Д. Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. (глобус- модель земли)
Публикация «Актуальность использования наглядного моделирования» размещена в разделах
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Н. И. Ветрова, Л. Е. Журова, Н. М. Крылова, В. И. Логинова, Л. А. Парамонова, Т. Д. Рихтерман и др. разработали модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т. д.
(Слайд 3)
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Преимущества метода моделирования.
Развиваются психологические процессы: внимание, память, мышление, речь. Воспитываются личностные качества: самостоятельность, общительность, творческое воображение, инициативность.
Формируются познавательные умения: наблюдать, видеть, слушать, владеть символами.
Развиваются интеллектуальные качества: анализ, сравнение, классификация, умозаключения.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы начинают в средней группе. В полном объёме эта работа разворачивается в подготовительной группе.
Модели условно делятся на три группы
(Слайд 4)
1. Предметные модели имеют вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов
Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, дороги, лес, огород и т. д.)
(Слайд 5,6)
2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
(Слайд 7)
3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно)признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности
1. Моделирование в математическом развитии детей.
(слайд 8)
а) Логические блоки Дьенеша – где по заданным свойствам блоков (цвету и форме) дети моделируют различные фигуры на основе схем по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам, отсекая ненужное.
(слайд 9)
б) Моделирование из палочек Кюизинера по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия, учатся создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
2. Моделирование в разделе «Развитие речи» происходит с помощью Мнемотехники - системы различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа.
(Слайд 9)
а) Использование при отгадывании загадок мнемодорожек, например:
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. Воспитатель выступает в роли эксперта, задавая наводящие вопросы.
Следующим этапом является составление собственных загадок.
Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.
Существует несколько моделей составления загадок.
Для составления загадки выбирается объект (солнышко). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. «На что похоже? Чем отличается?»
Какое солнышко по цвету? (Оранжевое) Что бывает таким же? (Апельсин)
Какое оно по форме? (Круглое) Что бывает таким же? (Мяч)
Какое солнышко по действиям? (светящее). Что бывает таким же? (Лампочка)
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Оранжевое, но не апельсин, круглое, как мяч, светящее, но не лампочка
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
(Слайд 10)
б) При разучивании стихотворений. скороговорок, составление описательного рассказа особенно эффективны Мнемотаблицы
1 этап – рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование символов в образы.
3 этап – после перекодирования осуществляется рассказывание стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение
(Слайд 11)
3. Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.
4. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, в работе по экологическому воспитанию:
(Слайд 13)
1. Ознакомление с растениями.
Рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводим модели. Эти модели используются при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями.
Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.
Освоение модели сопряжено с активными познавательными действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. При этом учитывается основное назначение моделей, что помогает облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
(Слайд 14) «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» (К. Д. Ушинский)