Татьяна Шевчук
Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ»Плешановский детский сад№1»
2019-2020
Консультация для родителей старшей и подготовительной группы.
Время проведения 18.09.2019.
Музыкальный руководитель Шевчук Т. А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Публикация «Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лэпбук по теме «Музыка». Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании
дошкольников
Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.
Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука.
В дословном переводе с английского языка «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это достаточно новое средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Если быть точнее, то лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук представляет собой картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-книжками и другими интересными окошками, где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает детей-дошкольников и позволяет преподнести детям нужный материал в занимательном виде.
Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Цель использования лепбука : обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Основные задачи:
1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Использование лэпбука в музыкальном воспитании
(из опыта работы)
Очень удобно использовать лэпбук как форму организации «Центра музыкального развития» на группе, изготовленный в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы. Лэпбук используется в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности детей в группе в режиме дня (старший дошкольный возраст).
Составляющие лэпбука.
Музыкально-дидактическое пособие лэпбук «Виды кукольного театра» создан для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой картонную папку формата А 4, состоящую из четырех страниц.
На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
• Музыкально-дидактическая игра «Покажи сказку».
• Загадки про театр.
• «Загадки» : карточки со сказочными персонажами.
• Диск с музыкальными произведениями для слушания.
• Карточки с изображением эмоций.
• Музыкально-дидактическая игра Конёк-Горбунок».
• Персонажи для настольного театра.
• Теневая ширма.
• Сцена.
Алгоритм изготовления лэпбука по музыкальному воспитанию
1. Определение темы, типа лэпбука (групповой, индивидуальный, подгрупповой, назначение (форма музыкального центра, результат проектной деятельности, дидактическое пособие или игра).
2. Содержание (что дети должны освоить или закрепить, обобщить и т. д.).
3. Выбор формата лэпбука (А4, А3, альбомная или книжная ориентация, количество страниц) и изготовление чертежа- разметки лэпбука (продумывание формы, количества кармашков, окошек, мини-книжек, активных вкладок и т. д. и их расположение).
4. Изготовление всех намеченных элементов.
5. Объединение изготовленных элементов в единую папку-лэпбук.
6. Применение лэпбука в работе с детьми.
Преимущества использования лэпбука :
1. Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
2. Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.
3. Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность.
4. Вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов, сообщений и т. д.)
5. Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, особенно в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).
Так как процесс изготовления лэпбука является достаточно трудоёмким и требует чёткого представления о конечном продукте, для его оптимизации был выработан определённый алгоритм, который приходит в помощь при создании этой универсальной папки-книжки:
Результативность применения лэпбука в музыкальном воспитании
дошкольников
В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности нами получены положительные результаты:
1. Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
2. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
3. У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.
4. Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.