Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

Ирина Коптелова
Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования“» размещена в разделах

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить приём наглядного моделирования. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ;

- творческий рассказ.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность :

- самостоятельного анализа ситуации или объекта;

- развития децентрации (умение менять точку отсчета);

- развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Элементы модели. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

- планы и условные обозначения, используемые в них;

- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов - заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

- предметные картинки;

- геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

- усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

- формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование) ;

- передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,

и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т. п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки.

На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Например, воспитатель рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы - заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет.

Поднялась как-то у солнышка температура. Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. Задело солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенели капели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка. Коснулось солнышко ветки дерева и из набухших почек показались первые листики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню. Оглянулось солнышко вокруг, а вместо зимы наступила на земле весна.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин, когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Особым видом связного высказывания являются рассказы - описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

- выделение значимых объектов картины;

- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

- объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: на болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик.

А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе.

Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику.

Аналогично проходит работа по другим картинкам. «Оживлялки» легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета.

Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом

фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Сравнительное описание предметов. В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

- принадлежность к родовидовому понятию;

- величина;

- цвет;

- форма;

- составляющие детали;

- качество поверхности;

- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

- как он используется (какую пользу приносит?

- за что нравится (не нравится?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Сравнительное описание лисы и зайца: лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Список литературы.

1. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] /Т. В. Большева. — СПб. «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2001.- 143 с.

2. Смышляева, Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР дошкольников [Текст] // Логопед для ДОУ. 2005. — №1. – с. 7-12

3. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / / Логопед. 2008.-№4.- с. 102-115

Публикации по теме:

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие связной речи дошкольников» «Развитие связной речи дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ Подготовила Борисова Ольга Борисовна учитель-логопед МКОУ ЦПМСС г. Пудож.

Деловая игра для учителей-логопедов «Развитие связной речи методом наглядного моделирования» Цели: • Активизировать знание педагогами технологий по развитию связной речи • Развивать умение свободно высказываться по существу вопроса.

Конспект НОД по развитию связной речи с применением наглядного моделирования «Маленькие волшебники» в старшей группе Цель: развивать связную речь детей. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать у детей доброту, желание совершать добрые поступки. 2. Дать возможность.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников» РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Часто родители беспокоятся о развитии своего ребенка, его творческого потенциала, логики, мышления,.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования» Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей активно делятся.

Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с применением технологии наглядного моделирования» .

Метод наглядного моделирования с помощью жестов для речевого развития дошкольниковМетод наглядного моделирования с помощью жестов для речевого развития дошкольников Одной из задач в ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание.

План работы по самообразованию «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Цель: повышение своего теоретического.

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. «Моделирование» - исследование каких-либо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 18:43
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Коптелова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД