Устинская Наталья
Деловая игра для учителей-логопедов «Развитие связной речи методом наглядного моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Активизировать знание педагогами технологий по развитию связной речи
• Развивать умение свободно высказываться по существу вопроса
Оборудование:
• проектор, презентация к деловой игре
• листы бумаги, фломастеры, карандаши для каждого участника;
• тесты
• сюжетные картины
Ход мероприятия:
Публикация «Деловая игра для учителей-логопедов „Развитие связной речи методом наглядного моделирования“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ведущий. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Технологии, применяемые педагогами, направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности. Сегодня вы покажете как владеете вопросами организации развития связной речи.
(за правильный ответ – фишка/ 1 балл)
1 задание «Разминка»
Зачитываются начальные фразы пословиц, поговорок. Участникам необходимо дать свой вариант продолжения, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного.
• Красно поле пшеном, а беседа (умом).
Каков разум, таковы и (речи)
• Кто ясно мыслит, то ясно (излагает)
Краткость – сестра (таланта)
• Коротка речь и ясна – оттого и (прекрасна)
Осла легко узнать по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам)
• Язык мягок: что хочет, то и (лопочет)
Короткую речь хорошо слушать, под долгую речь хорошо (думать)
2 задание «Что такое – связная речь?»
Дать определение связной речи как термина.
- это совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное высказывание.
- это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.
3 задание «Педагогическая ситуацию»
1. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами.
Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся,мама, я удеру и придеру!»
С чем связано подобное явление?
(Подобное явление связано с несовершенством владением грамматическим строем речи. Ребенок может придавать какому-либо новому слову ту форму, которой он уже овладел. Элементы осознанного овладения ребёнком этой формой вызывают детское словотворчество).
2. Дошкольник, жестикулируя, рассказывает: «Он как налетит, а тут р-раз… и стекла бах… бах… А он упал… и все бегут. А этот свистит, а тот как выпрыгнул и как закричит… Под красный, под красный… А она так и плачет…
Какие особенности речи дошкольников проявились в этом рассказе?
(Дошкольники очень часто говорят короткими и обрывистыми фразами. Они считают, что рассказывают то, что знакомо их собеседнику. Многие детали рассказа они заменяют собственными движениями, дополняют выразительной мимикой и отдельными восклицаниями).
3. Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «сотрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый-босутый» и т. д.
Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях?
(У детей 4-5 лет активно развивается фонематический слух, но дифференциация звуков ещё не достаточная. Поэтому они придумывают новые обороты речи и искажают известные им слова).
4 задание «Выбери правильный ответ» (тест)
1. Какие средства общения являются ведущими у детей старшего дошкольного возраста?
- Игровые
- Экспрессивно-мимические
- Выполнение инструкций взрослого
- Речевые
- Предметно-действенные.
2. Какая инструкция к речевому заданию в большей степени будет ориентировать ребёнка на словесную творческую активность?
- Составь рассказ по картинке…
- Придумай новую историю о.
- Расскажи о….
- Вспомни историю о…
- Придумай рассказ о….
3. Что не считается формой словесного творчества детей?
- Создание слов-неологизмов
- Сочинение стихотворений
- Чтение стихотворений наизусть
- Сочинение рассказов и сказок
- Составление творческих рассказов.
4. Что характеризует такой тип связных высказываний детей дошкольного возраста, как рассуждение?
- Подбор слов, отражающих особенности отдельного предмета
- Рассказывание о происходящем
- Подбор слов, описывающих композиционные особенности картин
- Установление причинно-следственных связей
- Подбор слов, описывающих игрушки.
5. Какой из приёмов развития речи не является словесным?
- Вопрос
- Показ
- Повторение
- Объяснение
- Речевой образец
6. Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности?
- Придумывание песен и попевок
- Сочинение стихов
- Составление собственных рассказов
- Составление творческих пересказов
- Сочинение сказов и сказок.
7. Какой приём развития монологической формы связной речи наиболее часто используется при обучении детей младшего дошкольного возраста?
- Пересказ
- Коллективное проговаривание отдельных слов
- План рассказа
- Моделирование
- Составление рассказа по частям с наглядной опорой.
8. Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?
- Беседа
- Рассказывание
- Инсценирование
- Чтение педагога по книге или наизусть
- Заучивание с детьми наизусть.
9. Что направлено на развитие словесного творчества детей?
- Формирование навыков самообслуживания
- Подготовка к обучению грамоте
- Организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности
- Автоматизация навыков правильного звукопроизношения
- Развития фонематического слуха.
10. Установите последовательность работы над связной речью:
a) воспитание понимания связной речи
b) воспитание монологической связной речи
c) воспитание диалогической связной речи
Ответы к тесту:
1. Речевые
2. Придумай новую историю о …
3. Чтение стихов наизусть
4. Установление причинно-следственных связей
5. Показ
6. Составление творческих пересказов
7. Составление рассказа по частям с наглядной опорой
8. Чтение педагогом по книге или наизусть
9. Организация наблюдений….
10. Acb
5 задание «Кроссворд - мнемотехника»
1. Выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака предмета. (Метафора)
2. Способность к творческому воображению, к измышлениям. (Фантазия)
3. Графический чертёж, в котором используются символы для отображения данных об объекте. (Схема)
4. Созвучие концов стихотворных строк. (Рифма)
5. Образец какого-нибудь изделия. (Модель)
6. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). (Текст)
7. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. (Объект)
8. Небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме. (Стих)
9. Слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением. (Синоним)
10. Знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. (Символ)
11. Устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. (Фольклор)
12. Оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. (Афоризм)
6 задание «Составь загадку»
Время на подготовку – 3-5 мин.
Составить загадку, соблюдая технологию составления схемы загадок, на тему: «Весна»
7 задание "Составь мнемотаблицу или модель"
Время на подготовку – 5-7 мин.
1. составление мнемотаблицы или модели по рассказу Г. А. Скребицкого
«Грачи прилетели»
2. составление мнемотаблицы или модели по тексту сказки «О весне»,
соблюдая последовательность развития сюжета.
3. составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения
И. Токмаковой «Весна»
4. составление сказочного сюжета и мнемотаблицы по сюжетной картине
«Случай в весеннем лесу».
Подведение итогов.