Наталья Сидорова Бондарева
Актуальность исследования деятельности психолога в инклюзивном образовательном пространстве
Актуальность. Отечественные и современные исследования педагогов и психологов (М. М. Семаго, Н. М. Назарова, Н. Я. Семаго, Н. Н. Малофеева, Л. М. Шпицина, Н. Д. Шматко, У. В. Ульенкова, Е. А. Стребелева, И. И. Мамайчук и др.) констатируют факт, что всё чаще и чаще встречаются дети с особенностями развития.
Публикация «Актуальность исследования деятельности психолога в инклюзивном образовательном пространстве» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
До недавнего времени такие дети могли получать образование только в специализированных или коррекционных учреждениях, что являлось изоляцией «особенных» детей от обычных. Таким образом дети вырастали не подготовленными к условиям существования в обществе обычных людей.
В последние годы в системе образования произошли существенные изменения. С целью обеспечения доступности образования различными категориями детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и индивидуализации образовательного процесса, образовательные учреждения стремятся к обновлению технологий обучения; реализуется опыт организации коррекционно-образовательной среды для детей с ОВЗ, реализуются специальные программы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии.
Право на образование является очень важным социально-культурным правом человека, ведь именно образование в наибольшей степени может повлиять на развитие личности. В связи с этим появляется острая необходимость иметь в штате педагогических работников образовательного учреждения команду специалистов (педагог-психолог, социальный педагог, тьютор и др.).
Включение детей с ОВЗ в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент актуальную проблему, которая заключается в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.
Распространение в нашей стране процесса инклюзии представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ). Право всех без исключения детей на образование закреплено во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о правах ребёнка; гарантируется в главном законе Российской Федерации – Конституции РФ.
Основная цель любого образовательного учреждения – это воспитание и социализация детей, а также параллельная подготовка к учебной деятельности или непосредственно сама учебная деятельность.
Как показывает практика, чем раньше ребёнок с ОВЗ интегрирует в группу нормально развивающихся детей, тем быстрее происходит освоение ребёнком общественных норм поведения и правил, появляются адекватные формы поведения.
Инклюзия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – это первая ступень, первый шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.
Принцип инклюзивного обучения состоит в том, что педагоги, воспитатели и администрация ДОУ принимает детей вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического развития, социального положения и создают условия на основе педагогических и психологических приёмов, которые ориентированы на потребности детей.
Задача инклюзии в ДОУ – построить систему, удовлетворяющую потребности детей с ОВЗ.
Развитие инклюзивного образования является важным направлением совершенствования системы образования детей с ОВЗ.
Практика инклюзивного образования предполагает повышение качества жизни «особого» ребёнка и его семьи, при этом не ухудшая качества жизни других участников образовательного процесса. Так же предполагается создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми, независимо от индивидуальных особенностей, учебных достижений, языка, культуры, их психических и физических возможностей. Но очень часто такая практика вызывает трудности.
Проблема интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду заключается в недостаточной подготовленности и нехватке специалистов, в частности, психологов.
Участники инклюзивного процесса в условиях реализации дошкольного образования – это дети и их родители, педагоги, воспитатели и администрация ДОУ {27,61}. Все участники процесса нуждаются в профессиональной социально-психологической поддержке.
В рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.