Виктория Полюхович
Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках профессиональных компетенций важными индикаторами успешной подготовки в области проектирования педагогической и культурно-просветительской деятельности выступают следующие компетенции:
- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества образовательно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
Публикация «Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса» размещена в разделах
- включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, специалистами, заинтересованными в обеспечении качества образовательно-воспитательного процесса и охраны жизни и здоровья детей в непосредственной и организованной образовательной деятельности;
- способность организовывать сотрудничество между воспитанниками, родителями, специалистами; разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; использовать отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности.
Специальные компетенции, формируемые в процессе овладения проектированием, следующие:
- способность ориентироваться в отечественных и современных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста; конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- готовность определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты; осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования.
С опорой на систему компетенций был разработан диагностический инструментарий для определения уровня подготовленности педагогов ДОУ к изучению основ проектирования, что позволит индивидуализировать процесс обучения.
Актуальность проектов как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса
В контексте личностно-ориентированного подхода главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка, как субъекта познавательной активности и деятельности.
В настоящий момент реформирования дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики. На этапе становления новых типов ДОУ, демократизации и гуманизации их жизнедеятельности, актуальным становится проектирование видов детской деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.
Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже – как стиль жизни современного человека.
Оценка общемировых тенденций развития образования дает возможность утверждать, что проектная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, осуществляется на основе представлений человека о действительности и о самом себе. При этом проектировщик ориентируется на особую форму знания – «знание о будущем».
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Необходимыми параметрами развития в современной дошкольной педагогике признаются мышление, творческие способности, личностные качества детей.
Важнейшими средствами развития дошкольников выступают содержание и технологии обучения. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребенка в том случае, если он сам принимает участие в их конструировании, когда содержание является актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных и исследовательских методов, к числу которых относится «метод проектов».
Педагогическое проектирование является инновационной деятельностью и рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач (Л. А. Каменщикова).
Метод проектов имеет достаточно широкую трактовку. Он рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реорганизация предметных областей (практико-ориентированные ситуативные задачи, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности дошкольника.
К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени (М. И. Гуревич).
Педагогически проект рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта (М. С. Коган).
Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Важно подчеркнуть, что педагогическое проектирования, встроенное в практику жизнедеятельности образовательного учреждения, меняет его облик, делая его более мобильным и привлекательным в современных условиях (Л. А. Каменщикова).
Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что может возникнуть.
Проективная проблематика и ранее сопрягалась с вопросами организации образования подрастающих поколений. По мнению В. В. Гузеева, метод проектов стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
- личностно-ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечение в работу по мере ее выполнения;
- поддерживает педагогические цели;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение воспитанникам, видящим продукт своего труда;
- помогает наладить взаимопонимание и взаимодействие детей и родителей.
Достоинства метода проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями (М. И. Геревич).
1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.
2. Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.
3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающей технологии в дошкольном учреждении, что способствует снижению перегрузки.
4. Метод проектов также актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижение оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развитие способностей, мышления, формирование практических навыков; использование различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами и в повседневной жизни; развитие вариативных образовательных на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
5. Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога, детей и родителей.
В настоящее время проектирование в образовании развивается в 3 направлениях:
- интегрированное обучение дошкольников и школьников, основанное на интересах последних;
- формирование самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности детей;
- совершенствование системы опыта в структуре знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматическую ценность.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти между академическими знаниями и прагматическими умениями.