Получи документы

Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса

Виктория Полюхович
Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы

В рамках профессиональных компетенций важными индикаторами успешной подготовки в области проектирования педагогической и культурно-просветительской деятельности выступают следующие компетенции:

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества образовательно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

Публикация «Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса» размещена в разделах

- включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, специалистами, заинтересованными в обеспечении качества образовательно-воспитательного процесса и охраны жизни и здоровья детей в непосредственной и организованной образовательной деятельности;

- способность организовывать сотрудничество между воспитанниками, родителями, специалистами; разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; использовать отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности.

Специальные компетенции, формируемые в процессе овладения проектированием, следующие:

- способность ориентироваться в отечественных и современных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста; конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- готовность определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты; осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования.

С опорой на систему компетенций был разработан диагностический инструментарий для определения уровня подготовленности педагогов ДОУ к изучению основ проектирования, что позволит индивидуализировать процесс обучения.

Актуальность проектов как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса

В контексте личностно-ориентированного подхода главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка, как субъекта познавательной активности и деятельности.

В настоящий момент реформирования дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики. На этапе становления новых типов ДОУ, демократизации и гуманизации их жизнедеятельности, актуальным становится проектирование видов детской деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.

Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже – как стиль жизни современного человека.

Оценка общемировых тенденций развития образования дает возможность утверждать, что проектная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, осуществляется на основе представлений человека о действительности и о самом себе. При этом проектировщик ориентируется на особую форму знания – «знание о будущем».

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Необходимыми параметрами развития в современной дошкольной педагогике признаются мышление, творческие способности, личностные качества детей.

Важнейшими средствами развития дошкольников выступают содержание и технологии обучения. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребенка в том случае, если он сам принимает участие в их конструировании, когда содержание является актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных и исследовательских методов, к числу которых относится «метод проектов».

Педагогическое проектирование является инновационной деятельностью и рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач (Л. А. Каменщикова).

Метод проектов имеет достаточно широкую трактовку. Он рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реорганизация предметных областей (практико-ориентированные ситуативные задачи, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности дошкольника.

К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени (М. И. Гуревич).

Педагогически проект рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта (М. С. Коган).

Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Важно подчеркнуть, что педагогическое проектирования, встроенное в практику жизнедеятельности образовательного учреждения, меняет его облик, делая его более мобильным и привлекательным в современных условиях (Л. А. Каменщикова).

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что может возникнуть.

Проективная проблематика и ранее сопрягалась с вопросами организации образования подрастающих поколений. По мнению В. В. Гузеева, метод проектов стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

- личностно-ориентированно;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечение в работу по мере ее выполнения;

- поддерживает педагогические цели;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение воспитанникам, видящим продукт своего труда;

- помогает наладить взаимопонимание и взаимодействие детей и родителей.

Достоинства метода проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями (М. И. Геревич).

1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.

2. Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.

3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающей технологии в дошкольном учреждении, что способствует снижению перегрузки.

4. Метод проектов также актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижение оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развитие способностей, мышления, формирование практических навыков; использование различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами и в повседневной жизни; развитие вариативных образовательных на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

5. Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога, детей и родителей.

В настоящее время проектирование в образовании развивается в 3 направлениях:

- интегрированное обучение дошкольников и школьников, основанное на интересах последних;

- формирование самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности детей;

- совершенствование системы опыта в структуре знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматическую ценность.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя с родителями Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в.

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 04:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Полюхович (УИ 333366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД