Ларина Татьяна
Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад № 100 ОАО «РЖД» Воронеж
Семинар-практикум «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии»
Теоретическая часть «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ»
Уважаемые коллеги!
Через несколько дней, в новогоднюю ночь, мы будем желать себе, своим близким, друзьям самого главного – здоровья. Вот поэтому у нас с вами сегодня есть повод поговорить о нем подробнее.
Публикация «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
Начать нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось с небольшой притчи: Давным-давно на горе Олимп жили боги. Решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали они думать, каким должен быть человек. Один бог сказал: «Человек должен быть сильным!», другой добавил: «Человек должен быть здоровым!». Третий произнес: «Человек должен быть умным!". Но один из богов молвил так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили боги спрятать главное, что есть у человека, - его здоровье. Стали думать, решать, где скрыть здоровье? Кто-то предлагал спрятать его в синее море, кто-то за высокие горы.
Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних пор человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый, к сожалению, помнит народную мудрость: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». И нам с вами необходимо помочь нашим воспитанникам не только найти этот бесценный дар и сохранить его, а с возрастом еще и преумножить. Об этом мы сегодня и поговорим.
Тема нашего семинара-практикума – «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии».
Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников, способствовать повышению интереса к рассматриваемой проблеме.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации дошкольного образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической культуры дошкольников. Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача педагога.
В подтверждении этих слов приведу высказывание В. А. Сухомлинского
«Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРИТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА – ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ (Слайд 2)
Что же такое валеология?
Валеология – одно из важнейших направлений в работе ДОУ (в переводе Valeo – здравствовать, Logos - наука)
Валеология – наука о здоровье (Слайд3)
Предметом изучения валеологии является ЗДОРОВЫЙ человек, поэтому часто термин валеология объясняют, как наука о здоровье здоровых.
(Слайд 4)
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укреплению здоровья и привитию навыков ЗОЖ: (Слайд5)
• Активный труд,
• Рациональный отдых,
• Закаливание,
• Занятия физкультурой,
• Рациональное и полноценное питание,
• Личная гигиена,
• Своевременное обращение к врачу и др.
Существует много мнений «Что же такое здоровье?» Приведу некоторые примеры.
По мнению родителей здоровье это: (Слайд6)
Отсутствие болезней.
Способность к полноценной жизни.
Когда ты свеж и бодр.
Сила, красота, хорошее настроение.
Равновесие между внутренним и внешним миром
Здоровое питание, физические нагрузки.
По мнению детей здоровье это: (Слайд 7)
Когда болеешь, потом выздоравливаешь.
Когда организм кушает все здоровое.
Это когда я здороваюсь.
Это полезная еда.
Это ходить в детский сад, не болеть.
Когда не болеешь никогда.
Вывод: Детям, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого нужно делать. Задача взрослых - помочь детям.
Валеология делится на два вида : (медицинская и педагогическая).
(Слайд 8)
Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, методы оценки состояния здоровья населений и др.
Педагогическая – изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит с азами анатомии и строения тела человека.
Так что же такое здоровье? (Слайд 9)
Здоровье это:
отсутствие болезней;
физическое благополучие;
психическое благополучие;
социальное благополучие.
Как же достичь того, чтобы быть здоровым?
Я предлагаю вам продолжить фразу: «Путь к здоровью – это.» (Слайд 10)
Путь к здоровью – это
правильное питание
двигательная активность
отсутствие стрессовых ситуаций (Слайд 11-12)
Задачи валеологического образования в ДОУ (Слайд 13)
1) Формировать систему знаний о человеческом организме, назначении и функционировании органов и систем.
2) Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей как высочайшей ценности;
3) Закреплять умения и навыки, поддерживающие, укрепляющие и сохраняющие здоровье, способности к саморегуляции.
4) Воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.
5) Воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретенные теоретические знания и элементы практических привычек.
Методы обучения : (Слайд 14)
Словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни,
Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов, наблюдение,
Практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;
упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др., элементарные опыты (физиологические, экологические).
Невозможно развивать ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ валеологической культуры у детей является создание предметно-развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме представлены дидактические игры и пособия по ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Формирование валеологических знаний проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ как во время режимных моментов, так и специально организованной образовательной деятельности. Начиная со второй младшей группы, детям даются представления об индивидуальности человеческого организма; их знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств, условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
Занятия валеологического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.
Для лучшего закрепления знаний по изучению органов чувств детям старшего возраста можно предложить мнемотаблицы.
По этим таблицам дети легко могут рассказать о строении каждого органа
чувств, его назначении, о правилах безопасности и гигиенического ухода.
(Слайд 15,16,17)
Валеологическое лото сформирует умения квалификацировать предметные картинки по темам «Вредные и полезные продукты», «Предметы гигиены» «Строение человека» «Правила гигиены и здоровья» (Слайд 18)
А так же информационные досочки эмоциий, которые называются «Что здоровью хорошо, а что здоровью плохо»,где ребёнок так же изучает и закрепляет правила ЗОЖ. (Слайд 19)
Су-джок используется как практический метод, но влияет на всестороннее развитие. СУ-ДЖОК (в переводе SU-кисть, JOK-нога)-способ лечения, основанный на проекции всех частей тела на кисть и стопу.
Цель использования СУ-ДЖОК стимуляция высокоактивных точек всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах с помощью специального массажора. (Слайд 20, а так же природного материала: шишек, камушков.
В центре сюжетно-ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребенок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, такие как: информационные буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
От чего же зависит наше здоровье? (Слайд21)
По последним социологическим данным наше здоровье зависит от:
-Здорового образа жизни (60%);
-Экологии (20%);
-Наследственности(10%);
-Медицины(10%)
В заключении хочу прочитать вам изречения «народной мудрости» (Слайд22)
Твоё здоровье - чистый воздух, вода и еда!
Вставай утром с радостью,
Ложись спать с миротворением и улыбкой.
Ты улыбаешься, радуешься- значит ты здоров.
Не лечи болезнь, лечи свою жизнь,
Живи по законам природы и разума.
Когда нет здоровья, молчит мудрость,
Не может расцвести искусство, не играют силы,
Бесполезно богатство и бесполезен разум.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!