Папки-передвижки

Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии

Ларина Татьяна
Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад № 100 ОАО «РЖД» Воронеж

Семинар-практикум «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии»

Теоретическая часть «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ»

Уважаемые коллеги!

Через несколько дней, в новогоднюю ночь, мы будем желать себе, своим близким, друзьям самого главного – здоровья. Вот поэтому у нас с вами сегодня есть повод поговорить о нем подробнее.

Публикация «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии» размещена в разделах

Начать нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось с небольшой притчи: Давным-давно на горе Олимп жили боги. Решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали они думать, каким должен быть человек. Один бог сказал: «Человек должен быть сильным!», другой добавил: «Человек должен быть здоровым!». Третий произнес: «Человек должен быть умным!". Но один из богов молвил так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили боги спрятать главное, что есть у человека, - его здоровье. Стали думать, решать, где скрыть здоровье? Кто-то предлагал спрятать его в синее море, кто-то за высокие горы.

Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних пор человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый, к сожалению, помнит народную мудрость: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». И нам с вами необходимо помочь нашим воспитанникам не только найти этот бесценный дар и сохранить его, а с возрастом еще и преумножить. Об этом мы сегодня и поговорим.

Тема нашего семинара-практикума – «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии».

Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников, способствовать повышению интереса к рассматриваемой проблеме.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации дошкольного образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической культуры дошкольников. Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача педагога.

В подтверждении этих слов приведу высказывание В. А. Сухомлинского

«Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРИТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА – ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ (Слайд 2)

Что же такое валеология?

Валеология – одно из важнейших направлений в работе ДОУ (в переводе Valeo – здравствовать, Logos - наука)

Валеология – наука о здоровье (Слайд3)

Предметом изучения валеологии является ЗДОРОВЫЙ человек, поэтому часто термин валеология объясняют, как наука о здоровье здоровых.

(Слайд 4)

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укреплению здоровья и привитию навыков ЗОЖ: (Слайд5)

Активный труд,

• Рациональный отдых,

• Закаливание,

• Занятия физкультурой,

• Рациональное и полноценное питание,

• Личная гигиена,

• Своевременное обращение к врачу и др.

Существует много мнений «Что же такое здоровье?» Приведу некоторые примеры.

По мнению родителей здоровье это: (Слайд6)

Отсутствие болезней.

Способность к полноценной жизни.

Когда ты свеж и бодр.

Сила, красота, хорошее настроение.

Равновесие между внутренним и внешним миром

Здоровое питание, физические нагрузки.

По мнению детей здоровье это: (Слайд 7)

Когда болеешь, потом выздоравливаешь.

Когда организм кушает все здоровое.

Это когда я здороваюсь.

Это полезная еда.

Это ходить в детский сад, не болеть.

Когда не болеешь никогда.

Вывод: Детям, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого нужно делать. Задача взрослых - помочь детям.

Валеология делится на два вида : (медицинская и педагогическая).

(Слайд 8)

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, методы оценки состояния здоровья населений и др.

Педагогическая – изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит с азами анатомии и строения тела человека.

Так что же такое здоровье? (Слайд 9)

Здоровье это:

отсутствие болезней;

физическое благополучие;

психическое благополучие;

социальное благополучие.

Как же достичь того, чтобы быть здоровым?

Я предлагаю вам продолжить фразу: «Путь к здоровью – это.» (Слайд 10)

Путь к здоровью – это

правильное питание

двигательная активность

отсутствие стрессовых ситуаций (Слайд 11-12)

Задачи валеологического образования в ДОУ (Слайд 13)

1) Формировать систему знаний о человеческом организме, назначении и функционировании органов и систем.

2) Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей как высочайшей ценности;

3) Закреплять умения и навыки, поддерживающие, укрепляющие и сохраняющие здоровье, способности к саморегуляции.

4) Воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.

5) Воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретенные теоретические знания и элементы практических привычек.

Методы обучения : (Слайд 14)

Словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни,

Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов, наблюдение,

Практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;

упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др., элементарные опыты (физиологические, экологические).

Невозможно развивать ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ валеологической культуры у детей является создание предметно-развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме представлены дидактические игры и пособия по ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Формирование валеологических знаний проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ как во время режимных моментов, так и специально организованной образовательной деятельности. Начиная со второй младшей группы, детям даются представления об индивидуальности человеческого организма; их знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств, условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Занятия валеологического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.

Для лучшего закрепления знаний по изучению органов чувств детям старшего возраста можно предложить мнемотаблицы.

По этим таблицам дети легко могут рассказать о строении каждого органа

чувств, его назначении, о правилах безопасности и гигиенического ухода.

(Слайд 15,16,17)

Валеологическое лото сформирует умения квалификацировать предметные картинки по темам «Вредные и полезные продукты», «Предметы гигиены» «Строение человека» «Правила гигиены и здоровья» (Слайд 18)

А так же информационные досочки эмоциий, которые называются «Что здоровью хорошо, а что здоровью плохо»,где ребёнок так же изучает и закрепляет правила ЗОЖ. (Слайд 19)

Су-джок используется как практический метод, но влияет на всестороннее развитие. СУ-ДЖОК (в переводе SU-кисть, JOK-нога)-способ лечения, основанный на проекции всех частей тела на кисть и стопу.

Цель использования СУ-ДЖОК стимуляция высокоактивных точек всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах с помощью специального массажора. (Слайд 20, а так же природного материала: шишек, камушков.

В центре сюжетно-ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребенок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, такие как: информационные буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители – постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

От чего же зависит наше здоровье? (Слайд21)

По последним социологическим данным наше здоровье зависит от:

-Здорового образа жизни (60%);

-Экологии (20%);

-Наследственности(10%);

-Медицины(10%)

В заключении хочу прочитать вам изречения «народной мудрости» (Слайд22)

Твоё здоровье - чистый воздух, вода и еда!

Вставай утром с радостью,

Ложись спать с миротворением и улыбкой.

Ты улыбаешься, радуешься- значит ты здоров.

Не лечи болезнь, лечи свою жизнь,

Живи по законам природы и разума.

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

Не может расцвести искусство, не играют силы,

Бесполезно богатство и бесполезен разум.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм»Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм» Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 19:28
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активные методы актуализации знаний педагогов по валеологии» (включая файлы) размещена пользователем Ларина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД