елена титова
Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Окружающий мир предстает перед ребенком во всем своем многообразии: живая и неживая природа, природные явления,рукотворный мир, человек и т. д. Чтобы малыш легко вошел в этот удивительный мир, принял его, не причинив себе вреда, легко приспособился к социальной действительности -- задача, которую человечество решает с тех самых пор, как возникла необходимость в передаче знаний последующему поколению. Этот процесс эффективен, если строится на основе учета индивидуальных возрастных особенностей ребенка.
Публикация «Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Основные представления о процессах в природе и обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Наиболее качественными являются представления, полученные в результате поисковой деятельности. они надолго закрепляются в сознании ребенка и позволяют создать базу для дальнейшего развития. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать все силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Анализ работ целого ряда ученых: А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Т. С. Комаровой, Н. Н. Поддъякова и др. дает право на выделение двух типов активности :
1) собственная активность, определяемая самим ребенком, его внутренним состоянием. ребенок в этом процессе выступает как творец собственной деятельности. Этот тип активности является основополагающим творческой деятельности.
2) активность, стимулируемая взрослым, который организует саму деятельность.
Эти два типа активности очень редко существуют в чистом виде. Они взаимопроникаемы, часто дополняют друг друга. Собственная активность детей связана с о взрослым, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого становятся достоянием ребенка, который пользуется ими как своими собственными.
Экспериментирование -- важнейшая, особая форма поисковой деятельности. педагогу важно направить исследования ребенка в нужное русло и обезопасить их.
В экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, умений, навыков.
Экспериментирование затрагивает все психические процессы, заставляет ребенка мыслить, дифференцировать их.
Экспериментирование является способом функционирования психики.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, другие виды деятельности, включая игровую, которая возникает позже, но впоследствии приобретает статус ведущей.