Михалина Смирнова
Опыт работы «Развитие у детей устойчивого интереса к познавательной деятельности посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта работы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Публикация «Опыт работы „Развитие у детей устойчивого интереса к познавательной деятельности посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы, тема которой является:
«Развитие у детей устойчивого интереса к познавательной деятельности через экспериментирование».
Цель моей работы : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения цели мною были поставлены задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах
окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
2. Развивать представления об основных физических явлениях
(отражение, преломление света, магнитное притяжение);
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух -его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);
4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;
5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
7. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Теоретическая база опыта
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.
Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду. По мнению Н. Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Организуя экспериментальную деятельность детей всегда придерживалась определенных правил:
- нужно избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов;
-проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения;
-воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающий успех оценку;
-воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца;
-заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей;
-подводить итоги эксперимента. (педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу).
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т. п. Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Длительность работы над опытом
Данная работа проводилась в течении года: сентябрь –май 2013-2014 уч. г.
На 1 этапе (сентябрь) проводился анализ лит-ры, анкетирование родителей, диагностика детей.
На основном этапе был разработан перспективный план работы по данной проблеме. Были намечены мероприятия по ознакомлению детей с живой и не живой природой.
На заключительном этапе (апрель- май) провела повторную диагностику.
Результативность опыта
В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:
-вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
-сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
-обогатить предметно – развивающую среду.
Работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Совместная экспериментальная деятельность проводилась один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут во второй половине дня, с детьми которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. По результатам диагностики 40% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью :
-познавательный интерес неустойчивый;
-не всегда дети видят проблему;
-неинициативны в выдвижении идей;
-стремление к самостоятельности не выражено;
-пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Данные диагностики показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. В своей работе придерживалась определенных требованиях по воспитательно- образовательному процессу: побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;
побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки; давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах; давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение. При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
1. Постановка проблемы;
2. Поиск путей решения проблемы;
3. Проверка гипотез, предположений;
4. Обсуждение увиденных полученных результатов;
5. Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В своей работе использовала традиционные методы : -наглядные (наблюдения, иллюстрации). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида: – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; – за изменением и преобразованием объектов;
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты). Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты. Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию.
Подводя итог экспериментальной работы в конце обучения, я отметила, что используя спланированный подход в обучении по разделу:
«Развитие у детей устойчивого интереса к познавательной деятельности через экспериментирование», используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, я получила хороший результат.