Ирина Волкова
Активизация мыслительной деятельности и развитие речи старших дошкольников с помощью методики ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация мыслительной деятельности
и развитие речи старших дошкольников
с помощью методики ТРИЗ
В эпоху глобализации построение развитого казахстанского общества невозможно достичь без формирования конкурентоспособной личности, не только готовой к постоянно меняющимся экономическим условиям, но и способной стать движущей силой ускоренного процесса экономической, социальной и политической модернизации страны.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Государство делает сегодня одно из самых ценных вложений капитала — вложение в образование молодого подрастающего поколения, при этом, осознавая, что обучение начинается с рождения, и образование и воспитание детей дошкольного возраста является важным компонентом базового образования.
Фундаментом целостной системы дошкольного образования и развития является развивающее обучение. В процессе занятия деятельность воспитателя и воспитанников должна направляться на достижение запланированного и конкретного результата. А какими путями, с помощью каких методов и приемов, форм организации учебной работы возможно достижение этого результата, зависит от мастерства и творческих поисков воспитателя.
Основная задача воспитателя на занятии не передача знаний воспитанникам, а организация их собственной умственной творческой деятельности и развитие речи. Не сообщать детям готовых знаний, а организовать в группе коллективный или индивидуальный поиск. В процессе поисковой деятельности дошкольники сами добывают знания.
Качество знаний всегда было первостепенным в работе воспитателя. Основное место в поддержании интереса к обучению, является активизация мыслительной деятельности, как средство, заставляющее детей увлеченно работать, пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения находить выход из проблемных ситуаций, делать выводы, умозаключения.
Мы воспитатели детского сада № 1 г. Павлодара (Хомутова Татьяна Федоровна и Байдалина Галия Сагындыковна) считаем, что средством, позволяющим организовать целенаправленную и систематическую работу над активизацией мыслительной деятельности и развития речи дошкольников являются методы ТРИЗ. Выполняя их, дети овладевают новыми знаниями, приёмами мыслительной деятельности, закрепляют и, совершенствуют умения и навыки.
Мыслительная деятельность дает реальные возможности для развития умственного, логического мышления, воображения и речи.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию - это черта детского характера, которая порождает условия для умственного развития, для развития творчески мыслящего человека.
Методы ТРИЗ учат видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации, а также представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
Необходимой частью любого человека является потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и
разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.
Методы и приемы ТРИЗ в большой степени способствуют доступности и занимательности преподнесения материала и качественному усвоению его детьми.
Неоценимую помощь в работе (на каждом занятии с детьми) оказывают такие методы ТРИЗ как : мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика, различные приемы разрешения противоречий, линейная "Да-нетка", инверсия и другие.
Метод "мозгового штурма" позволяет предлагать детям любые решения вопроса, высказывать любые предложения и предположения, а затем, анализируя их, отбирать лучшие.
Используя метод фокальных объектов, учим детей подбирать слова для словосочетаний, наполненных нетрадиционным смыслом с последующим пояснением.
Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым.
Используя методику ТРИЗ, мы учим детей жить вместе, вырабатывать общие умения коммуникации, добывать и обрабатывать информацию, анализировать свою деятельность, планировать и многому другому.
В своей работе придерживаемся основных направлений в обучении по ТРИЗ :
1. Знать законы развития, уметь объяснить все происходящее с точки зрения законов с учетом возрастных особенностей детей.
2. Учить детей видеть непрерывную динамику мира, т. е. усвоить понятие об изменяемости везде и во всем.
3. Учить детей видеть в окружающем мире противоречия во всех явлениях, системах, предметах, и, как результат разрешения этих противоречий - стремиться к выходу на идеальный конечный результат.
4. Формировать "тризовское мышление", суть которого в том, что перечисленные выше направления постепенно переходят на автоматизированный уровень и становятся неотъемлемой частью мышления, проявляются при решении любых задач и проблем спонтанно, без сознательных усилий.
Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом (отвлеченном, понятийном) мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.
Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль.
Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, оно находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. В свою очередь работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.
Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает дошкольник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.
Если дошкольник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть еще изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме.
В процессе работы мы следим за тем, чтобы речь детей всегда опиралась на реальную основу, чтобы она была наполнена содержанием. Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь — все то, что окружает детей, их собственный опыт. Раскрытию и пополнению собственного опыта способствуют методы ТРИЗ, так как в дошкольные годы ребенок проходит элементарный курс ораторского искусства, учась выражать свои мысли логично, выразительно.
ТРИЗ - этот система воспитания и развития мышления человека. Главное место в этом разделе занимает жизненная стратегия творческой личности и курс РТВ (развитие творческого воображения, включающий в себя методы и приемы, набор упражнений, различных заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инер-цию, разрушающих стереотипы. Другая важнейшая составляющая курса РТВ - изучение, оценка и самостоятельное придумывание научно-фантастических идей, сюжетов, рассказов. Изучение научной фантастики в курсе РТВ служит не только для активизации, создания управляемой фантазии человека, но и для развития навыков объективно оценки тех или иных явлений, предметов.
Но ТРИЗ - это не только познание законов диалектики, развитое мышление. Это и развитие качеств, необходимых для творческой личности ребенка.
Подводя итог сказанному, отметим, что систематически отслеживаем результаты своего труда (мониторинг, поддерживаем тесную связь с родителями детей, делимся с коллегами своими новыми достижениями.
Приведем примеры дидактических игр, используемых нами в системе ТРИЗ.
Дидактическая игра "Укрась слово".
Цель: развивать образное мышление, воображение, использовать в своей речи прилагательные, называя признаки предмета. Учить переносить свойства одного предмета на другой и описывать результат.
Например:
Осень - добрая (дарит урожай);
строгая (холод, дождь, заморозки);
любимая (много овощей, фруктов, цветов);
соломенная (стога соломы, сена);
озорная (играет с листвой, треплет волосы, белье на веревке);
белолапая (когда выпадет снег).
Дидактическая игра "Цепочка слов".
Цель: учить детей подбирать определения к существительным, обогащать словарь.
Осень - какая? - золотая.
А что бывает золотым? - кольцо, цепочка, часы, характер, брошка.
Брошка - какая? - красивая.
А что или кто бывает красивым? - мама, бабушка, сестра, платье, цветы.
Цветы - какие? - душистые и т. д.
Дидактическая игра "Отгадай и назови"
Цель: закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства. Активизировать в речи детей понятие о свойствах предметов.
Например:
белый + холодный = снег
вкусное + холодное = молоко, мороженое
пушистый + серый = котенок
красивая + добрая = мама
умный + преданный = пес, конь
Также большую помощь в работе по активизации мыслительной деятельности и обогащению словаря нам оказывают разнообразные формы фольклора: сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, кричалки, дразнилки, перепутаницы, небылицы. При этом в зависимости от поискового текста мы продумываем вопросы речевого характера. В этих обстоятельствах активно развивается творческая речь, мышление и воображение.