Анна Гришина
Аксиологические приоритеты деятельности педагога для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие: Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
Актуальность. Работа в новых условиях предполагает изменение профессиональных приоритетов, индивидуального стиля деятельности учителя. Формирование ценностных установок и эмоциональное состояние детей, обучающихся в инклюзивном классе, напрямую зависят от того, на какой ценностной, моральной основе строится индивидуальный профессиональный стиль учителя. Обучение в классе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ставит учителя перед выбором дальнейшего пути развития профессиональной деятельности. Основой профессиональной деятельности учителя становится уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий.
Публикация «Аксиологические приоритеты деятельности педагога для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
С опорой на классификацию И. Ф. Исаева
В системе ценностных ориентаций педагога, работающего с детьми с ЗПР должны быть представлены:
1. педагогическая помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, наиболее полное раскрытие их ресурсов. (ценности-цели)
Они конкретизируются в следующих задачах:
-организация оптимальных психолого- педагогических условий для развития таких детей;
-формирование и развитие различных видов деятельности (типичных и ведущих) для данного возраста;
-помощь в познании ребенком себя и окружающего мира, ориентировке в природном и социальном мире, социальной адаптации и интеграции;
- помощь в овладении компетенциями, необходимыми для каждого возрастного периода;
-подготовка к максимально самостоятельной жизни в обществе;
- коррекция и развитие (стимуляция) психических процессов;
-личностное развитие, формирование положительных качеств личности.
2. Среди главных ценностных ориентиров педагога инклюзивного образования (ценности-средства) :
- признание ценности личности человека с ограниченными возможностями здоровья независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата;
-осознание своей ответственности как носителя культуры и её транслятора для людей с нарушениями в развитии;
- понимание творческой сущности профессии дефектолога, требующей больших духовных и энергетических затрат и другие.
3. Ценности-отношения
- отношения сотрудничества, совместной творческой деятельности, утверждение субъект-субъектных отношений между педагогами и детьми.
4. Ценностями-качествами педагога, работающего с детьми с ЗПР являются:
- готовность к помощи, милосердие, педагогический оптимизм, доброжелательность, толерантность, эмпатия, деонтологический менталитет, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции и другие.
5. актуализация и развитие качеств, создающих профессионально - личностную готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
-стимулирование в познании себя, своих возможностей и способностей.
-Знание диагностических методик, направленных на выявление уровня профессионально значимых качеств, с тем, чтобы, соотнеся результаты диагностики с требованиями, предъявляемыми к педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья, будущие педагоги направили свою активность на коррекцию, развитие, совершенствование необходимых для компетентного педагога составляющих.
Профессионально-нравственные ценности педагога, работающего с детьми с ЗПР:
Добро - это критерий всех нравственных ценностей означающий намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию.
Сострадание - помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить.
Милосердие - готовность помочь. достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству.
Мир - согласие, отсутствие вражды, ссоры, отсутствие педагогического конфликта.
Искренность - честность, прямота и добросовестность. Эта ценность характеризуется выраженным отсутствием противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.
Верность - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Профессиональный долг - это совокупность обязанностей человека перед другими людьми, обществом, самим собой.
Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.
Доверие - чувство уверенного ожидания помощи от другого и уверенности в его воле, характере и т. д.
Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём;
Обязательность - это привычка без напоминаний, своевременно делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что наметил сам себе.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что педагогическая помощь ребенку с ЗПР предполагает приоритет душевных нравственных качеств над интеллектуальными составляющими; профессиональную компетентность на фундаменте незыблемых духовных общечеловеческих ценностей. Поэтому при подготовке педагога для работы с детьми с ОВЗ необходимо сделать упор на развитие готовности к помощи, милосердия.