Виктория Лебедева
«Агрессивный ребёнок: специфика работы». Рекомендации для педагогов и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Существует два вида агрессии : «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
особенности проявления агрессии у дошкольников
Публикация «„Агрессивный ребёнок: специфика работы“, Рекомендации для педагогов и воспитателей» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
П. Бейкер и М. Алворд выделили следующие критерии агрессивного поведения у детей :
-Недостаток самоконтроля;
-Отказы соблюдать правила;
-Конфликтность;
-Раздражительность, чувствительность;
-Упрямство;
-Стремление вывести окружающих на негативные эмоции;
-Обвинения окружающих в собственных ошибках;
-Мстительность и завистливость.
Работа по коррекции детской агрессивности педагогам
1. Диагностика детской агрессивности
Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании агрессивного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.
Все взрослые (администрация, педагоги, родители) могут ответить на вопросы опросника Гребенкина Е. В. «Исследование уровня насилия в школе».
Педагогам так же предлагается заполнить «Карту наблюдений» Д. Стотта, анкету «Критерии агрессивности ребёнка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Карту наблюдений за поведением ребёнка в школе».
Родителям можно предложить анкеты с вопросами о поведении ребёнка, чертах его характера, стиле общения с ним, тест «Агрессивен ли ваш ребёнок», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В. В., «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) Варга А. Я., Стлина В. В.
Детям про диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений», опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант, проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».
После проведения диагностики переходят к коррекционной работе.
2. Совместная терапия ребёнка и родителей
Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов.
Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.
Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии. Родители и психолог являются партнёрами ребёнка по игре, то есть участвуют в игре «на равных» с ребёнком.
Для более старших детей (7 – 10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребёнком (что-либо из прочитанного или виденного по телевизору или в кино). Затем – сцены из реальной жизни семьи, которые предлагают родители или психолог.
Успех семейной терапии достигается благодаря:
осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка,
паритетному участию всех членов семьи в психокоррекции,
выполнению рекомендаций психолога,
соблюдению мира в семье в период проведения коррекционных мероприятий,
сочетанию семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи.
3. Индивидуальная работа с агрессивными детьми
При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:
игра (очень часто используется в работе с младшими детьми,
изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением,
творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности,
сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа,
сублимирование агрессии в спорт,
участие в тренинговой группе.
Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.
4. Коррекция агрессивного поведения в группе
После проведения семейной и индивидуальной терапии переходят к групповой терапии агрессивного поведения детей. Необходимыми условиями этого перехода являются улучшение семейных отношений со стороны родителей, доступное возрасту осознание неконструктивности своего поведения и снижение агрессивности ребёнка, а так же заинтересованность всех сторон в дальнейшем результате.
Групповая форма работы имеет множество преимуществ, среди которых:
группа отображает общество в миниатюре;
групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
группа даёт возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
в группе человек может приобрести новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров;
в группе участники могут идентифицировать себя с другими;
групповая форма работы имеет и экономические преимущества.
При групповой коррекции агрессивного поведения детей используются различные формы работы :
1. беседа,
2. ролевое проигрывание ситуаций,
3. упражнения на самопознание и самовоспитание,
4. этюды, пантомима,
5. изобразительная деятельность,
6. физические упражнения, подвижные игры,
7. психогимнастика, ауторелаксация.
Но для проведения групповой терапии агрессивного поведения имеются и противопоказания:
отрицательное отношение ребёнка или его родителей к этой форме работы,
отсутствие успеха предварительной индивидуальной работы или медикаментозной терапии,
сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, т. к. в данном случае поведение становится трудно контролируемым,
наличие острой психотической симптоматики,
снижение интеллекта до степени умеренной дебильности.
Рекомендации родителям по устранению и
профилактики агрессивного поведения у детей :
Помочь детям доступным способом выразить гнев могут:
• Физическая активность
подраться с подушкой, выбить пыль из нее;
топать ногами, пинать ногой картонную коробку или пластиковую бутылку;
пометать мешочки, легкие мячики, дротики в мишень;
резиновые молоточки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу;
комкать и швырять газету или бумагу;
игры-задания «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»;
• «Воздействие на обидчика» (нарисовать, слепить обидчика, а потом смять, порвать и т. д.);
• Кропотливая деятельность (рвать бумагу на мелкие части, полить цветы, постирать белье);
• Выплеск агрессии через голос, дыхание – громко петь песню, пускать мыльные пузыри, медленно дышать, использовать «мешочек (стаканчик) для криков», надуть шарик со всем гневом и лопнуть;
• Втирать пластилин в картонку или бумагу.
Таким образом, проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в настоящее время. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.
Принципы коррекционной работы
Агрессивные дети – это та категория детей, которая
наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и
незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что
агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и
неприятие в целом.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять
его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно,
первый в его жизни, что взрослые бывают разные, а мир не
только плох, что может положительно сказаться на базовом
доверии ребенка к людям и миру в целом.
При работе с агрессивным ребенком психологу важно с
уважением относиться к его внутренним проблемам.
Агрессивным детям необходимо положительное внимание со
стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором
накопилось слишком много разрушительных эмоций и с
которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За
агрессивным поведением, как правило, прячется боль,
разочарование, отверженность. Агрессия – это реакция на
«неудовлетворение базисных психологических
потребностей в любви, уважении, принятии и нужности
другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).
Без положительного внимания и принятия личности
ребенка со стороны психолога вся коррекционная работа будет
обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет
доверие к психологу и будет сопротивляться дальнейшей
работе.
Коррекция агрессивного поведения должна носить
системный, комплексный характер, предусматривать
проработку каждой характерологической особенности
данного ребенка.
По Т. П. Смирновой существует шесть ключевых
направлений, в рамках которых необходимо строить
коррекционную работу :
1. снижение уровня личностной тревожности.
2. формирование осознания собственных эмоций и чувств
других людей, развитие эмпатии.
3. развитие позитивной самооценки.
4. обучение ребенка отреагированию (выражению) своего
гнева приемлемым способом, безопасным для себя и
окружающих, а также отреагированию негативной
ситуации в целом.
5. обучение ребенка техникам и способам управления
собственным гневом, развитие контроля над
деструктивными эмоциями.
6. обучение ребенка конструктивным поведенческим
реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных
элементов в поведении.