Папки-передвижки

«Агрессивный ребёнок: специфика работы». Рекомендации для педагогов и воспитателей

Виктория Лебедева
«Агрессивный ребёнок: специфика работы». Рекомендации для педагогов и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Существует два вида агрессии : «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

особенности проявления агрессии у дошкольников

Публикация «„Агрессивный ребёнок: специфика работы“, Рекомендации для педагогов и воспитателей» размещена в разделах

П. Бейкер и М. Алворд выделили следующие критерии агрессивного поведения у детей :

-Недостаток самоконтроля;

-Отказы соблюдать правила;

-Конфликтность;

-Раздражительность, чувствительность;

-Упрямство;

-Стремление вывести окружающих на негативные эмоции;

-Обвинения окружающих в собственных ошибках;

-Мстительность и завистливость.

Работа по коррекции детской агрессивности педагогам

1. Диагностика детской агрессивности

Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании агрессивного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.

Все взрослые (администрация, педагоги, родители) могут ответить на вопросы опросника Гребенкина Е. В. «Исследование уровня насилия в школе».

Педагогам так же предлагается заполнить «Карту наблюдений» Д. Стотта, анкету «Критерии агрессивности ребёнка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Карту наблюдений за поведением ребёнка в школе».

Родителям можно предложить анкеты с вопросами о поведении ребёнка, чертах его характера, стиле общения с ним, тест «Агрессивен ли ваш ребёнок», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В. В., «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) Варга А. Я., Стлина В. В.

Детям про диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений», опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант, проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».

После проведения диагностики переходят к коррекционной работе.

2. Совместная терапия ребёнка и родителей

Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов.

Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.

Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии. Родители и психолог являются партнёрами ребёнка по игре, то есть участвуют в игре «на равных» с ребёнком.

Для более старших детей (7 – 10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребёнком (что-либо из прочитанного или виденного по телевизору или в кино). Затем – сцены из реальной жизни семьи, которые предлагают родители или психолог.

Успех семейной терапии достигается благодаря:

осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка,

паритетному участию всех членов семьи в психокоррекции,

выполнению рекомендаций психолога,

соблюдению мира в семье в период проведения коррекционных мероприятий,

сочетанию семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи.

3. Индивидуальная работа с агрессивными детьми

При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:

игра (очень часто используется в работе с младшими детьми,

изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением,

творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности,

сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа,

сублимирование агрессии в спорт,

участие в тренинговой группе.

Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.

4. Коррекция агрессивного поведения в группе

После проведения семейной и индивидуальной терапии переходят к групповой терапии агрессивного поведения детей. Необходимыми условиями этого перехода являются улучшение семейных отношений со стороны родителей, доступное возрасту осознание неконструктивности своего поведения и снижение агрессивности ребёнка, а так же заинтересованность всех сторон в дальнейшем результате.

Групповая форма работы имеет множество преимуществ, среди которых:

группа отображает общество в миниатюре;

групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;

группа даёт возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;

в группе человек может приобрести новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров;

в группе участники могут идентифицировать себя с другими;

групповая форма работы имеет и экономические преимущества.

При групповой коррекции агрессивного поведения детей используются различные формы работы :

1. беседа,

2. ролевое проигрывание ситуаций,

3. упражнения на самопознание и самовоспитание,

4. этюды, пантомима,

5. изобразительная деятельность,

6. физические упражнения, подвижные игры,

7. психогимнастика, ауторелаксация.

Но для проведения групповой терапии агрессивного поведения имеются и противопоказания:

отрицательное отношение ребёнка или его родителей к этой форме работы,

отсутствие успеха предварительной индивидуальной работы или медикаментозной терапии,

сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, т. к. в данном случае поведение становится трудно контролируемым,

наличие острой психотической симптоматики,

снижение интеллекта до степени умеренной дебильности.

Рекомендации родителям по устранению и

профилактики агрессивного поведения у детей :

Помочь детям доступным способом выразить гнев могут:

• Физическая активность

подраться с подушкой, выбить пыль из нее;

топать ногами, пинать ногой картонную коробку или пластиковую бутылку;

пометать мешочки, легкие мячики, дротики в мишень;

резиновые молоточки, которыми можно со всей силы бить по стене и полу;

комкать и швырять газету или бумагу;

игры-задания «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»;

«Воздействие на обидчика» (нарисовать, слепить обидчика, а потом смять, порвать и т. д.);

• Кропотливая деятельность (рвать бумагу на мелкие части, полить цветы, постирать белье);

• Выплеск агрессии через голос, дыхание – громко петь песню, пускать мыльные пузыри, медленно дышать, использовать «мешочек (стаканчик) для криков», надуть шарик со всем гневом и лопнуть;

• Втирать пластилин в картонку или бумагу.

Таким образом, проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в настоящее время. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Принципы коррекционной работы

Агрессивные дети – это та категория детей, которая

наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и

незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что

агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и

неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять

его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно,

первый в его жизни, что взрослые бывают разные, а мир не

только плох, что может положительно сказаться на базовом

доверии ребенка к людям и миру в целом.

При работе с агрессивным ребенком психологу важно с

уважением относиться к его внутренним проблемам.

Агрессивным детям необходимо положительное внимание со

стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором

накопилось слишком много разрушительных эмоций и с

которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За

агрессивным поведением, как правило, прячется боль,

разочарование, отверженность. Агрессия – это реакция на

«неудовлетворение базисных психологических

потребностей в любви, уважении, принятии и нужности

другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).

Без положительного внимания и принятия личности

ребенка со стороны психолога вся коррекционная работа будет

обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет

доверие к психологу и будет сопротивляться дальнейшей

работе.

Коррекция агрессивного поведения должна носить

системный, комплексный характер, предусматривать

проработку каждой характерологической особенности

данного ребенка.

По Т. П. Смирновой существует шесть ключевых

направлений, в рамках которых необходимо строить

коррекционную работу :

1. снижение уровня личностной тревожности.

2. формирование осознания собственных эмоций и чувств

других людей, развитие эмпатии.

3. развитие позитивной самооценки.

4. обучение ребенка отреагированию (выражению) своего

гнева приемлемым способом, безопасным для себя и

окружающих, а также отреагированию негативной

ситуации в целом.

5. обучение ребенка техникам и способам управления

собственным гневом, развитие контроля над

деструктивными эмоциями.

6. обучение ребенка конструктивным поведенческим

реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных

элементов в поведении.

Публикации по теме:

«Ребёнок заикается». Консультация для воспитателей. Ребёнок говорил вполне нормально. И вдруг - заикание. Что же это такое? Почему? Эти вопросы возникают у родителей, воспитателей. А самое.

Специфика работы воспитателя в детском социозащитном учреждении Роль педагога - воспитателя неизменно высока, особенно в детских социозащитных учреждениях. Воспитатель организует процесс целенаправленного.

Агрессивный ребенок. Рекомендации для родителей Почему дети не слушаются? "Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает её.

Консультация для родителей и педагогов «Музыкально — одарённый ребёнок или как распознать музыкальный талант» Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные.

Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей»Консультация для педагогов и воспитателей «Мозартика как модель социотерапевтической работы с детьми с ОВЗ и семьей» Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и дети, и взрослые. Я хочу представить вам игровую технологию.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Практические рекомендации для педагогов воспитателей дошкольных образовательных организаций Практические рекомендации для педагогов воспитателей дошкольных образовательных организаций Проект: «Мы изучаем профессии»: ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Агрессивный ребёнок: специфика работы». Рекомендации для педагогов и воспитателей
Опубликовано: 21 января 2024 в 12:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Агрессивный ребёнок: специфика работы». Рекомендации для педагогов и воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Лебедева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД