Светлана Романькова
Специфика работы воспитателя в детском социозащитном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Роль педагога - воспитателя неизменно высока, особенно в детских социозащитных учреждениях. Воспитатель организует процесс целенаправленного управления развитием личности. Взаимодействие воспитателя с детьми, их общение происходит постоянно, начиная уже с того момента, как ребенок переступает порог социально-реабилитационного центра. Воспитатель находится с ребёнком круглосуточно, именно он заменяет ребёнку на время пребывания в учреждении родителей, поэтому воспитатель является для ребенка фигурой постоянно значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение такого типа общения с ребенком, которое создаёт благоприятные условия для его реабилитации и развития. Чтобы процесс реабилитации проходил для ребёнка успешно, безболезненно, педагог-воспитатель создаёт такую атмосферу, где воспитаннику хорошо и уютно, где его любят и ценят, где о нём заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Ребёнок перестаёт ощущать давление со стороны взрослых, начинает чувствовать рядом плечо друга, готового всегда придти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место. Я принимаю ребёнка как личность, признаю его индивидуальные своеобразия, его права проявлять себя.
Публикация «Специфика работы воспитателя в детском социозащитном учреждении» размещена в разделах
Наблюдение за детьми, их особенностями, взаимодействием в группе, в повседневной жизни, а также анализ деятельности детей в процессе специально-организованных занятий помогает корректировать воспитательный процесс и планировать коррекционную работу с отдельными детьми по различным проблемам развития.
Цель моей работы состоит в успешной социальной реабилитации подростков, трудовой адаптации, формировании и развитии нравственных ценностей, позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.
Основными направлениями работы воспитателя в нашем центре являются:
- планирование и организация жизнедеятельности воспитанников;
- чёткое соблюдение установленного режима дня группы;
- взаимодействие с воспитанниками;
- создание адаптивной среды для успешной реализации индивидуальной программы реабилитации воспитанника;
- удовлетворение потребностей ребёнка в социально - личностном общении;
- планирование и проведение коррекционно-развивающей работы по программам;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников;
- обеспечение совместно с медицинскими работниками сохранения и укрепления здоровья детей.
Работа любого воспитателя начинается с планирования своей деятельности. У каждого из нас есть ежедневные планы работы со своей группой воспитанников. Этот план состоит из следующих пунктов:
1. Режимные моменты.
2. Совместная деятельность.
3. Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми.
4. Игровая деятельность.
5. Индивидуальная коррекционная работа с детьми.
6. Самостоятельная деятельность детей.
В ежедневных планах есть такая графа как результат работы, в которой каждый воспитатель после смены отмечает, что выполнено, если не выполнено, то по какой причине, делает необходимые, по его мнению, заметки.
Параллельно с ежедневным планом работы ведётся дневник наблюдения за воспитанниками группы, в котором воспитатель ежедневно отмечает проявление личностных качеств ребё нка:
- направленность его интересов;
- отношение к порученному делу;
- отношение к окружающим;
- отношение к себе;
- наличие или отсутствие волевых качеств у ребёнка;
- его отношение к учёбе в школе и уровень его обученности и обучаемости на данный момент;
- особенности психических процессов и эмоциональность, особенности функционирования нервной системы.
Для того чтобы грамотно выстраивать свою работу с детьми в течение смены, воспитатель должен хорошо знать индивидуальные особенности воспитанников и особенности группы. Изучение особенностей ребёнка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакцию в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Для проведения диагностики я, как воспитатель, использую следующие формы работы : анкетирование, тестирование, наблюдения и беседы с детьми. Результаты диагностической работы фиксирую в картах индивидуального развития воспитанников и в дневнике наблюдения воспитателя.
Каждый воспитатель учреждения в полной мере владеет методами и формами диагностической, воспитательной и реабилитационной работы, использует в своей работе современные здоровьесберегающие, педагогические, информационно-коммуникативные технологии.
Одним из направлений работы воспитателя является взаимодействие с воспитанниками. Оно подразумевает под собой:
а) контроль и коррекцию деятельности детей: оценка действий ребёнка отделяется от личного к нему отношения, дети побуждаются к самооценке и самокоррекции, а также к оценке и коррекции деятельности друг друга;
- учатся относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
- видеть связь между своими поступками и поступками их товарищей, взрослых;
- сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов;
- видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
Самым эффективным путём предупреждения отрицательных тенденций в поведении и нравственном развитии подростков считаю создание ситуации успеха в наиболее значимых для подростка видах деятельности – трудовой, учебной, спортивной, художественной.
б) использование предложений и инициативы воспитанников :
- я всегда принимаю вопросы и предложения детей с благодарностью;
- тактично отмечаю слабые места в этих предложениях;
- часто идеи детей разрабатываю и использую в дальнейшем;
в) поддержание приемлемого поведения детей в группе:
- воспитатель в своей работе с воспитанниками стремится к тому, чтобы дети сознательно поддерживали дисциплину в группе;
- чётко знает, как нужно вести себя в кризисных ситуациях.
Создание адаптивной среды для успешной реализации индивидуальной программы реабилитации воспитанника играет большую роль. Воспитатель в период адаптации ребёнка к учреждению
- осуществляет индивидуальную педагогическую помощь, наблюдает за его состоянием;
- изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанника;
- использует необходимые приёмы педагогического воздействия на ребё нка:
интерпретацию, резюмирование, подбадривание и заверение, имя собственное, зеркало, эхо, оставление наедине с собой, игнорирование, великодушное прощение, подстановка мотива;
- проводит индивидуальную работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек;
- оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива детей, способствует сплочению группы.
Удовлетворение потребностей ребёнка в социально – личностном общении – ещё одно направление нашей работы. Воспитатель помогает детям понять необходимость и ценность общения и формирует представления о правилах общения.
Я работаю с подростками, а в подростковом возрасте общение со сверстниками является их ведущей деятельностью. Общения выступает своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. У них оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на своё будущее. Личность воспитателя играет большую роль. Я в полной мере осознаю, что выступаю для детей не только как «воспитатель», но и как «человек», носитель определённых ценностей.
Невозможно развивать у детей нравственные качества личности, не обладая таковыми, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Без собственной убежденности в том, что каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на мнение, желание, нельзя научить детей быть доброжелательными и терпимыми по отношению друг к другу.
Я работаю в коррекционно-развивающей воспитательной программе «Нравственные основы». Цель моей авторской программы состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Поэтому структура программы состоит из трёх тем (блоков). Первый тематический блок включает коррекционно-развивающие воспитательные мероприятия под общим названием «Нравственные нормы жизни», второй блок - «Общение и этикет», третий - «Патриотическое воспитание».
Однако при реализации программы я не делаю акцент на какой либо раздел, а считаю целесообразным планировать и организовывать свою работу так, чтобы задачи этих разделов интегрировались, осознанно способствуя целостному восприятию детей себя, своих особенностей, чувств, способов социального поведения.
Программа реализуется в различных формах взаимодействия: этические беседы, турниры вежливости, обучающие игры, конкурсы, праздники, совместные выпуски стенных газет, коллективная творческая деятельность, проектная деятельность, тренинги, ситуативные практикумы.
В программе есть и такой раздел, как ожидаемые конечные результаты, который вместе с диагностическим этапом позволяет судить об успешности работы воспитателя в программе.
Неотъемлемой частью работы воспитателя является взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, цель которой состоит в повышении родительской компетенции в вопросах воспитания, взаимодействия с ребёнком, преодолении проблемного поведения детей.
Каждый воспитатель ведёт журнал учёта деятельности с семьями воспитанников, даёт консультации, проводит беседы по определённому для каждой семьи кругу проблем.
Воспитатель отвечает за жизнь и здоровье детей, своевременно информирует медицинского работника об изменениях в состоянии здоровья воспитанников, совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, направленные на воспитание у детей ответственности за своё здоровье, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Работа воспитателя – это искусство, искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование. Я уверена, что каждым из нас, кто, так или иначе связан с работой с детьми, движет голос души и сердца.