Юлия Акименко
Адаптивная система в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптивная система – система, в основе которой лежит перестройка отношений между педагогами и детьми, система, обеспечивающая учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Требование адаптировать (приспособить, сделать более удобным) процесс обучения и воспитания своими корнями уходит в 1У век, когда Я. А. Коменский провозгласил в качестве одного из основных принципов обучения – принцип природосообразности.
Публикация «Адаптивная система в ДОУ» размещена в разделах
Только гуманная педагогика может решить проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека. Можем ли мы сказать, что нам удалось решить проблему гуманизации образования? Видимо, нет. До сих пор остается нерешенной проблема разноподготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы “натаскивания” ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается (завышается) уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе).
Не может быть гуманной система, которая заставляет ребенка делать, то, что ему не по силам, не соответствует его возможностям на данном этапе развития. Всем известны слова Выготского: «Обучение ведет за собой развитие», но часто цитируют только первую часть фразы, у которой есть продолжение: «…но обучать ребенка можно лишб тому, чему он может научиться». Поэтому внедрение адаптивной системы образования на современном этапе получает статус основополагающей педагогической концепции. В адаптивной системе главной фигурой образовательного процесса, построенного на принципах развивающего обучения, является сам РЕБЕНОК как субъект собственной деятельности. Педагог, пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может руководить личной его деятельностью с целью его дальнейшего развития.
Все, что человек (ребенок) приобретает извне, он пропускает через свое сознание и свою душу. Это особенно актуально на этапе дошкольного и начального образования. Этот этап можно определить как зону общего развития детей на основе образно-эмоционального восприятия, когда формируется первый уровень познавательной деятельности, когда так важно "пробудить душу ребенка".
Главная задача педагога – помочь ребенку получить и освоить опыт старшего поколения, обогатить и развить его. Затруднения или более серьезные проблемы в учебно-воспитательном процессе не могут быть основанием для принижения личности ребенка, проявления неуважения к ней. Педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ребенку – основная функция профессионального педагога.
Индивидуализация предполагает (О. С. Газман) :
во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной "самости" и человеческого достоинства;
во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного индивида;
в-третьих, поддержку человека в автономном, духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению.
Гуманистическая педагогика заявляет однозначно: должно быть два субъекта одного процесса, которые действуют вместе, параллельно и сообща, которые являются партнерами, составляют союз более опытного с менее опытным, но обладающим преимуществом молодости и восприимчивости. И ни один из них не должен стоять над другим: они должны сотрудничать в процессе воспитания и обучения.
Следовательно, неминуемо должны меняться ценностные ориентации педагога. Приступая к работе в новой системе, педагог должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо воспитывать, а яркие неповторимые индивидуальности, которых он обязан глубоко уважать, ценить.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Дети младшего дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Путь развития каждого ребенка очень индивидуален и к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками.
Готовность ребенка к следующей ступени образования определяется уровнем общей и специальной подготовки. Конструктивный уровень готовности в значительной степени зависит от уровня общего развития ребенка, который включает:
физическую готовность:
состояние физического развития,
резервы физического здоровья,
статус здоровья (группа здоровья,
развитие двигательного интеллекта: двигательные навыки и качества, особенности моторных координаций, физическая работоспособность;
личностную готовность:
произвольность поведения,
сформированность общения,
особенности мотивационной сферы,
особенности системы отношений к миру и самому себе,
эмоциональное состояние;
интеллектуальную (умственную) готовность – овладение средствами познавательной деятельности:
произвольность психических процессов,
развитие мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, творческого, словесно-логического,
развитие восприятия, памяти, внимания,
развитие речи: структурное, функциональное, когнитивное,
умственная работоспособность и темп учебной деятельности.
Чтобы понять насколько важна готовность ребенка к школе, необходимо знать – что из себя представляет современная школа.
Современная школа - продукт длительного исторического развития, в результате которого закрепились следующие характеристики.
1. Общедоступность. В России все дети имеют отраженное в законе право на образование, которое не является привилегией отдельных слоев населения. Поэтому, обучение в основном ориентировано на «среднего» ученика ни быстрого, ни медленного, ни отличника, ни двоечника, ни девочку, ни мальчика. Все перечисленные группы школьников, как правило, в массовой школе переживают некоторые неудобства.
2. Коллективность обучения. С 18 века знаменитый педагог Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему обучения, и оно утратило индивидуальный характер. Следовательно, большое значение имеет обще эмоциональный климат в коллективе, дружеские связи и соперничество между детьми.
3. Объективность оценивания. Отношения школьников и преподавателей строятся на системе оценок. Нередко ребенок смешивает отношение к нему со стороны учителя и оценку, оценку и реальные успехи.
4. Вербальное обучение. Преподавание опосредовано словом, как подача материала, так и проверка знаний осуществляется в языковой форме. Это означает, что необходимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли.
Таким образом, в некоторый момент времени ребенок встречается с внешней оценкой в образе начальной школы, которая рассматривает все его жизненные достижения очень узко и строго, а именно: может ли он учиться в тех условиях, которые приняты сегодняшней системой образования, или нет. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению.
Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами.
Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. В сензитивные периоды развития дошкольник постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и даже отказ ходить в школу). Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
И самое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, что бы ребенок успевал работать вместе с классом.
Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети б—7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3-х месяцев до 1,5 лет.
Каковы условия психологической адаптации ребенка к школе?
Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был «просто ребенком», которого любили и о котором заботились взрослые, го теперь он становится школьником. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.
Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют, придумывают игровые импровизации.
С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», т. е. запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, ребенок играет тогда, когда он хочет играть. Сюжеты для игр он выбирает сам из окружающей жизни. Ребенок действует в соответствии со своим желанием и самостоятельно.
Следует отметить также и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы «навязан» ему сверху, от взрослых. Этот переход общественно задан для ребенка, и — хочет он или не хочет, готов или не готов, — он обязан и вынужден сменить свои занятия, весь «способ жизни».
В-третьих, важным фактором адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Дети, которых с самого начала «не полюбили» учителя начальных классов, впоследствии плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе, склонны к асоциальным поступкам.
Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя и посредственно.
Семейная ситуация, в которой оказывается ребенок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряженная, эмоционально дискомфортная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что сказывается и на его успеваемости.
В-четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. Учитель стремится сформировать некий оптимальный уровень активного ребенка, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддерживанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации. Если ребенок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, имеет низкую успеваемость. Для таких детей идти в школу со временем становится своеобразной «пыткой», и они начинают всячески увиливать от этого, пропускают уроки, придумывают разные болезни.
И последнее. С началом обучения в школе у 67—69% неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети боятся учителя, испытывают страх перед выходом к доске для ответа, они боятся низких отметок, унижения, боятся оказаться несостоятельными (кто-то умнее, а кто-то глупее, опоздать на урок.
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С детского сада необходимо укреплять психику ребенка, развивать его познавательные способности и эмоционально-волевую сферу, снимать остро невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально отрицательные переживания. Необходимо развивать «комплекс произвольности» — умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.
Игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно должны быть введены в детских садах и начальных классах школ. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психолого-педагогического «фона» для детей, создания оптимальных условий для успешного развития их мышления и личности.
Начинать развивающую и коррекционную работу никогда не рано и никогда не поздно, но лучше начать как можно раньше. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная и умелая поддержка взрослых.