Нина Кожина
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
2. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
3. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
4. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Публикация «Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ» размещена в разделах
5. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
В детском саду имеется просторный спортивный зал с различным спортивным инвентарём. В группах оснащены физкультурные уголки для развития движений. В тёплоё время года при благоприятных погодных условиях практически вся деятельность ребёнка вынесена на свежий воздух. На участках имеются различные пособия для развития движений детей. Модель двигательного режима предполагает утреннюю гимнастику, ООД по данному направлению, физкультминутки в ходе ООД, проведение подвижных игр на прогулках, обучение спортивным играм и упражнениям (третье физкультурное занятие) на прогулке для старших дошкольников, бодрящую гимнастику после сна, динамические паузы в течение дня, физкультурные досуги и праздники.
В тёплое время года приём детей осуществляется на улице, для детей 5-7 лет организуются целевые экскурсии. В холодное время года в отсутствие детей в группах по графику осуществляется сквозное проветривание, поддерживается воздушно-температурный режим, в группах дети ходят в облегчённой одежде. После сна проводится бодрящая гимнастика, на прогулке проводятся игры и физические упражнения, организуется самостоятельная двигательная активность детей в центре движения своей группы. Организуется работа по профилактике гриппа и ОРВИ. Из закаливающих процедур применяются облегчённая одежда детей.
Задачи Возможные достижения
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Ребёнок овладевает элементарными нормами и правилами ЗОЖ, может соблюдать правила безопасного поведения
Развитие основных видов движения (ходьба, бег, мягкие прыжки) и укрепление опорно- двигательной системы организма, крупной и мелкой моторик У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; владеет основными движениями, контролирует их и управляет ими, правильно сформированный опорно-двигательный аппарат
Развитие физических качеств, таких как координация и гибкость; равновесия, координации движений, выносливости Ребёнок способен к волевым усилиям; подвижен, вынослив
Формирование интересов и начальных представлений о некоторых видах спорта Ребёнок овладел начальными представлениями о некоторыми видами спорта
Овладение подвижными играми с правилами Участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия Ребёнок физически развит и эмоционально благополучен
Участники работы и их основные обязанности:
Медицинская сестра 1. Профилактические прививки (по показаниям педиатра).
2. Лечебно-оздоровительная: кварцевание.
3. Медико-педагогический контроль за соблюдением санэпидрежима, режима питания, за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий.
4. Антропометрия и диагностика физического развития детей.
5. Анализ состояния здоровья (поквартально, за год: учебный, календарный).
Воспитатели 1. Мониторинг
2. Соблюдение санэпидрежима, требований СанПиН.
3. Соблюдение двигательного режима в течение дня, режим прогулок. 4. Контроль за позой ребёнка при сидении за столом, на ковре.
5. Соблюдение чередования деятельности детей (сидят, стоят).
6. Систематическое проведение комплексов дыхательных упражнений на утренней гимнастике, прогулке, занятиях, между занятиями, на закаливании после сна, после подвижных игр, основных видов движений, бега, прыжков.
7. Систематическое проведение закаливающих процедур.
8. Проведение артикуляционной гимнастики.
9. Ежедневная пальчиковая гимнастика.
10. Контроль за правильным дыханием во время выполнения физических упражнений (бег, прыжки, п/и, танцы, ритмические движения).
11. Контроль за правильным речевым дыханием во время заучивания и рассказывания стихотворений, речевых упражнений, речи в повседневной жизни.
12. Контроль за дыханием во время пения.
13. Работа с детьми над культурно-гигиеническими навыками
15. Проведение бесед о здоровом образе жизни
Музыкальный руководитель 1. Мониторинг певческих навыков.
2. Соблюдение санэпидрежима (режимы температурный, проветривания, влажной уборки).
3. Соблюдение требований СанПиН по проведению музыкальных мероприятий (время, нагрузка, чередование видов деятельности).
4. Контроль за соблюдением правильной позы во время пения.
5. Обязательное включение дыхательных упражнений перед пением, между песнями с разным темпом исполнения, после музыкально-ритмических упражнений и музыкальных подвижных игр.
6. Контроль за правильным дыханием детей во время пения, танцев, музыкально-подвижных игр.
7. Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики, пальчикового театра.
9. Проведение музыкально-тематических занятий.
Младший воспитатель 1. Соблюдение режима проветривания, температурного и питьевого режима, влажной уборки и мытья групповых помещений.
2. Совместно с воспитателем работа над культурно-гигиеническими навыками.
Формы и методы оздоровления детей
№ Формы и
методы
Содержание
Контингент
детей
1. Обеспечение
здорового
ритма жизни - щадящий режим (адаптационный
период);
- гибкий режим Все
группы
2. Физические
упражнения - утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- подвижные и динамичные игры;
- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
- спортивные игры;
- терренкур (дозированная ходьба) Все
группы
3. Гигиенические
и водные
процедуры - умывание;
- мытьё рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды
Все
группы
4. Свето-
воздушные
ванны - проветривание помещений;
- прогулки на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха Все
группы
5. Активный
отдых - развлечение, праздники, игры, забавы;
- дни здоровья;
- каникулы Все
группы
6. Диетотерапия -рациональное питание Все
группы
7. Свето-цветотерапия - обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса Все
группы
8. Музыкотерапия - музсопровождение режимных моментов;
- музоформление фона занятий;
- музтеатральная деятельность Все
группы
9. Аутотренинг и
психогимнастика - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
- игры тренинга на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний;
- коррекция поведения
младшие
группы
Средние,
старшие группы
10. Спецзакаливание - босоножье, игровой массаж;
- дыхательная гимнастика Все
группы
Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей
Развитие движений в раннем возрасте
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Для детей от 1,5 до 2 лет
ООД 2 раза в неделю
Двигательная деятельность:
Ползание, лазанье
Катание, бросание
ОРУ
Подвижные игры Ежедневно
Физическое развитие
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Для детей от 2 до 3 лет Для детей от 3 до 7 лет
Двигательная активность
- утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты). Ежедневно Ежедневно
- физкультминутки на НОД Ежедневно Ежедневно
- динамические паузы Ежедневно Ежедневно
- физкультурные ООД 2 раза в неделю 3 раза в неделю
- прогулка в двигательной активности. Ежедневно Ежедневно
- физкультурные досуги, игры и развлечения - 1 раз в месяц
- пешие переходы за пределы участка - 2 раза в месяц
-гимнастика после сна Ежедневно Ежедневно
-спортивные праздники 1 раз в квартал 1 раз в квартал
-прогулка (индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно Ежедневно
ЗОЖ
- прием детей на воздухе в теплое время года. Ежедневно Ежедневно
- гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта). Ежедневно Ежедневно
- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) Ежедневно Ежедневно
- закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне, массаж стоп Ежедневно Ежедневно
- Дни здоровья. 2 раза в год 2 раза в год
Режим двигательной активности в МБДОУ Сявском детском саду «Колокольчик»
Формы
работы
Виды
занятий
Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей
1,5-2 года 2–3 года 3–4 года 4–5 лет 5–6 лет 6–7 лет
Физкультурные
занятия
а) в помещении
2 раза в неделю
5-7мин
3 раза в
неделю 5–7мин
3 раза в
неделю
15 мин
2 раза в неделю 20 мин
2 раза в неделю 25 мин
2 раза неделю 30 мин
в
б) на улице - - - 1 раз в неделю 20 мин
1 раз в неделю 25 мин
1 раз неделю 30 мин в
Физкультурно- оздорови тельная работа в режиме
дня
а) утренняя
гимнастика
- Ежедневно
но 4–5мин
Ежедневно
но 5–6 мин
Ежедневно
6–8 мин
Ежедневно
10 мин
Ежедневно 10–12 мин
б) подвижные и спортивные игры и упражнения на
прогулке
Ежедневно 5-7мин Ежедневно 2 раза утром и
вечером
10– 15мин
Ежедневно 2 раза утром и
вечером
15–20
мин
Ежедневно
2 раза утром и вечером 20 мин
Ежедневно
2 раза утром и вечером) 25 мин
Ежедневно
2 раза утром и вечером)
30 мин
в) физкультминутки (в середине статического занятия)
- - 3–5 мин
ежедневно в
зависим
ости от
вида и
содержания занятий 3–5 мин
ежедневно в зависимости от вида
и
содержания занятий 3–5 мин
ежедневно в зависимости от вида и
содержания
занятий 3–5 мин
ежедневно в зависимости от вида и
содержания
занятий
Активный
отдых
а) физкультурный
досуг
- - 1 раз в месяц
15
1 раз в месяц
20
1 раз в месяц
25
1 раз в месяц 30
б)
физкультурный
праздник
- - - 2 раза в
год до 30 2 раза в год до 40 2 раза в год до 40
Самостоятельная двигател ьная
деятельн
ость
а)
самостоятельное использование физкультурного и спортивно игрового оборудования Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно
б) самостоятельные подвижные и спортивные игры - - Ежедневно Ежедневно
Ежедневно Ежедневно
Система оздоровительных мероприятий в МБДОУ
Форма закаливания Закаливающее воздействие Длительность (мин. в день)
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями 5-7 5-10 7-10 7-10
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении Воздушная ванна Индивидуально
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т. п. До 15 До 20 До 25 До 30
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями До 15 До 20 До 25 До 30
Прогулка в первой и второй половине дня Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями 2 раза в день по 2 часа
2 раза в день по 1ч 50 мин – 2 часа 2 раза в день по 1ч 40 мин – 2 часа
С учетом погодных условий
Полоскание горла (рта) после обеда Закаливание водой в повседневной жизни 3-7
3-7 3-5 3-5
Подготовка и сама процедура
Дневной сон без маек Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка В соответствии с действующими СанПиН
Физические упражнения после дневного сна Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) 5-7 5-10 7-10 7-10
Оздоровительные мероприятия после дневного сна Воздушная ванна (гимнастика после сна) 5-15