Наталья Федосова
Проект «Лес как система»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта педагогической деятельности: систематизация работы воспитателя по формированию представлений о лесе, как системе у детей 5-6 лет.
Цель педагогической деятельности:
формирование представлений о лесе, как экосистеме у детей 5-6 лет посредством моделей.
Задачи педагогической деятельности:
Публикация «Проект „Лес как система“» размещена в разделах
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях, с помощью моделей. Подвести к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения в природе.
2. Развивать у детей познавательный интерес и любознательность к жизни животных в лесу. Развивать творческое воображение, путем создания моделей, в совместной деятельности с воспитателем. Расширение и активизация словаря; развитие связной речи.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Условия реализации проектной деятельности.
Педагогическая деятельность разрабатывается на основе принципа наглядности, так как чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Ожидаемый результат:
1. Сформировавшиеся представления о лесе, как системе.
2. Осознанное отношение к природе.
3. Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
4. Активное участие родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный (сентябрь)
- Проведение родительского собрания
- Создание развивающей среды
- Подбор моделей
- Подбор методической литературы
- Картотека пальчиковых и подвижных игр
2. Практический (с 1 октября – по 15 мая)
Организация деятельности детей
3. Заключительный (15 мая-31 мая)
Определение результата практической деятельности с детьми
Для проведения занятий необходимы различные виды моделей: предметные (макет леса, игрушечные животные и растения, графические модели (животных, растений, птиц, предметно-схематические модели. Также для успешной реализации проекта необходимо и участие родителей в подготовке материалов.
Необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности ребенка и уровень речевого развития.
План работы над проектом «Лес, как система»
Модели используемые при реализации проекта.
1- ый этап - подготовительный
Выбор темы, составление плана работы по реализации проекта «Лес, как система»
Сентябрь
1-я неделя Консультация для родителей по проекту «Лес, как система» Познакомить родителей с целями и задачами проекта. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Сентябрь
2-я неделя Обследование уровня экологических знаний. Определение уровня знаний о лесе, его обитателях и взаимосвязях.
Сентябрь
3-я неделя Экскурсия в лес. Сбор природного материала для художественного творчества «Мастерская природы». Определить представление детей о лесе на начало проекта. Обратить внимание на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих изменений. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды. Побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, высказывание своих идей по созданию «Мастерская природы», учить видеть в обыденном и часто встречающемся, неповторимое.
Сентябрь
4-я неделя Изготовление макета леса. Познакомить родителей с созданием ландшафтных композиций, имитирующих природу. Макет леса.
2-ой этап исследовательно - экспериментальный
Октябрь
1-я неделя «Мастерская природы» Побуждать детей использовать в своих работах природный материал для более точной передачи образа, настроения. Развивать творческие способности детей. В «Мастерской природы» дети делятся на подгруппы для занятий различными видами деятельности; изготовление поделок, коллективных работ. Создание совместно с детьми моделей по выбору детей.
Октябрь
1-я неделя Беседа «Кто живет в лесу» Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе; установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать. Панно для модели лес и картинки для модели лес (предметные)
Октябрь
2-я неделя НОД «Птицы родного края» Рассказать детям о птицах, как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Развивать логическое мышление; формирование причинно – следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. Мнемотаблица
Октябрь
4-я неделя НОД «Жизнь зверей осенью» Развитие интереса к объектам живой природы, расширение кругозора и представление детей об изменениях в жизни зверей осенью. Модель леса
Ноябрь
1-ая неделя НОД «Кто главный в лесу? Живые цепочки» Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, - их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятие хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Воспитывать бережное отношение к природе Мнемотаблицы экологических цепочек
Ноябрь
3-я неделя НОД «Сбережем удивительный мир растений и животных леса» Воспитания бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора, развитие устной речи, внимания, мышления. Модели растительного мира
Декабрь
1-я неделя НОД «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Рассказ об этажности леса. Макет леса
Декабрь
2-я неделя НОД «Жизнь птиц зимой» Обобщить знания о зимующих птицах, выявить экологические знания детей. Уточнить представления об условиях их жизни зимой, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Фигуры птиц
Декабрь
3-я неделя НОД «Лесная красавица» Расширять знания детей о хвойных деревьях, в частности – о ели; показать значение хвойных деревьев для человека и лесного сообщества; знакомить с изделиями получаемыми из древесины. Модель елочки
Декабрь
4-я неделя Акция «Елочка живи» Формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения. Объяснить бессмысленность вырубки елей ради одного дня перед Новым годом, когда тысячи лесных красавиц гибнут ради одного дня. Взаимодействие с родителями: оформление вместе с детьми экологических знаков против вырубки елей. Модель елочки
Январь
3-я неделя Познавательная беседа «Знакомство с Красной книгой» Сформировать правильное представление о окружающем нас мире, о беззащитности животных и растений перед человеком. Формирование знания о многообразии живых организмов, удивительном мире животных и растениях. Формирование у детей ответственного и доброго отношения к природе родного края. Модели животных и растений
Февраль
2-я неделя Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. п.) Развивать самостоятельную активную деятельность детей. Развитие мыслительных способностей. Модель леса и модели животных
Февраль
3 – я неделя Наблюдения за срезанным ветками березы, тополя. Зарисовки. Закрепить знания детей о пробуждении живой природы весной. Сообщить детям, что с приходом весны у деревьев начинается сокодвижение и природа оживает. Календарь наблюдений за срезанными веточками
Март 1-я неделя Беседа «Какую пользу приносят деревья» Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Изготовление схемы – пособия. Схемы.
Март 3-я неделя НОД «Что мы сажаем, сажая леса» Продолжать формировать у детей представление о разнообразном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; закрепить знания детей о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; показать многоярусность леса; воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение. Модели растительного мира
Апрель
1-я неделя НОД «Санитары леса» (муравьи) Познакомить детей со строением муравья, о месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьев в муравейнике; познакомить о пользе приносимой муравьями; формировать понятие о бережном отношении к насекомым. Модель муравья
Апрель
3-я неделя НОД «Путешествие в весенний лес» Расширять представления детей о лесе и его обитателях, о приспособленности их к сезонам. Побуждать устанавливать причинно – следственные связи. Макет весеннего леса
3- ий этап - заключительный
Май 1 – я неделя Обследование уровня экологических знаний Определение уровня знаний о лесе, как системе.
Май 3- я неделя Презентация проекта «Лес, как система» Подготовка презентации результатов проекта.