Ольга Козлова
Система работы по ПДД «Безопасный городок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности на дорогах остаётся актуальной и по сей день.
Наиболее беззащитными и уязвимыми, в данной проблеме, всегда остаются дети. Поэтому, осуществлять знакомство с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
Публикация «Система работы по ПДД „Безопасный городок“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Наш поселок находится не далеко от города Н. Новгорода, и в нем нет бурного движения автомобилей. Но наши воспитанники часто выезжают в город с родителями, и там они сталкиваются с большим движением, плотностью транспортных потоков на улицах и дорогах. Поэтому в детском саду безопасности детей на улицах и дорогах мы уделяем большое внимание.
Окружающий мир сильно воздействует на ребёнка-дошкольника, он «питает его ум и душу». Поэтому свою работу начала с создания предметно-развивающей среды в группе, чтобы детям было комфортно и интересно изучать окружающий мир и чувствовать себя в безопасности. В течение всего учебного года обогащаю среду. В группе оформлен центр безопасности, содержание, которого включает в себя: макет «Улица города», «Улица нашего посёлка», набор дорожных знаков, плакаты: «Правила поведения на дороге», «Правила дорожного движения», «Предписывающие и запрещающие дорожные знаки», «Безопасность на дороге», «Детям о правилах дорожного движения»; дидактические игры: «Дорожная грамота», «Путешествие пешехода», «Важные знаки», «Собери светофор», «Дорожные знаки», «Транспорт» и др. ; игры-модели «Наша улица», «Автомобили на дороге». Созданы условия для режиссерских и сюжетно-ролевых игр. Например, в группе оборудован макет автомобиля, автозаправочная станция, которые дети используют в играх. В рамках обогащения среды в соответствии с ФГОС ДО были приобретены: транспортные игрушки – автомобили специального назначения, мега игровые наборы – автомобильные парковки «Авто-гараж», настольные наборы дорожных знаков, дидактические игры по ПДД. Так же имеются атрибуты для игр: шапочки, рули, жезлы, дорожные знаки и пр.
С целью пополнения предметно-развивающей среды и активизации взаимодействия с родителями воспитанников был реализован социальный проект «Светофор». Его результатом стали - ростовые дорожные знаки «Пешеходный переход», «Светофор», «Проезд запрещен», «Осторожно дети», а также модель светофора с механизмом управления.
На нашем прогулочном участке имеется разметка пешеходного перехода (зебра); разделительная полоса на тротуарной дорожке для игр и катания на велосипедах; модель «светофор»; имеются транспортные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм. В непосредственной близости от детского сада имеются дорожные знаки: «Дети!», «Снижение скорости», «Искусственная неровность». В холлах здания, для родителей оформлены стенды по правилам дорожного движения.
Организация работы с детьми по данному направлению ведется в системе, в двух направлениях – с детьми и их родителями. Формы работы с детьми самые разнообразные. Основные формы – это непосредственно образовательная деятельность в форме игровых образовательных ситуаций, познавательно-исследовательской деятельности, викторин, «Уроков безопасности»; досуги, праздники, развлечения, театрализованная деятельность; экскурсии; наблюдения; беседы (в том числе эвристические); акции; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Основные формы организации работы с родителями по данной теме – это встречи с инспектором ГИБДД; деловая игра; семинары-практикумы; круглые столы; беседы-дискуссии; анкетирование; конкурсы и выставки совместных поделок и рисунков; участие родителей в праздниках, развлечениях, досугах, театрализованной деятельности.
В этом году, в летний период, с детьми старшего дошкольного возраста работа по ознакомлению с правилами дорожного движения была построена в проектном методе. Этот метод позволяет осуществлять интегрированный подход в обучении и развитии детей, помогает увлечь детей общей идеей и достичь определённого результата. В ходе познавательного, проекта «Безопасный городок» дети познакомились с дорожными знаками, перекрестком, работой регулировщика. Руками детей и их родителей были изготовлены дидактические игры: «Законы улиц и дорог», «Мой поселок», лепбук «Дорожная грамота» и др.
Одной из инновационных технологий является коллекционирование. Старшие дошкольники (особенно мальчики) с интересом были вовлечены в коллекционирование маленьких автомобилей, классифицируя их по группам (легковые, грузовые, специального назначения).
Систематически проводились экскурсии по улицам нашего посёлка с целью наблюдения за различными видами автомобилей, а также ознакомления с дорожной грамотой: к проезжей части дороги, к нерегулируемому перекрёстку, к остановке пассажирского транспорта; к дорожным знакам.
Проводились беседы на темы: «Где и как переходить улицу», «Береги себя малыш!», «Опасности на дороге», «Главный на дороге – светофор». и др… Чтение художественных произведений: «Наш друг светофор» - М. Дружинина, «Азбука безопасности» - А. Иванов, «Тайны дорожных знаков» - А. Кривицкая, «Самокат» - Н. Кончаловская, «Ехали медведи» - Т. И. Алиева и др…
Решение проблемно-игровых ситуаций: «Как помочь Незнайке, который приехал в город?», «Письмо от Светофорчика»; «В общественном транспорте» «Регулировщик на улице», «Что нам скажет этот знак», «Как безопасно перейти улицу», «Если на дорогу выкатился мяч» и др. ; рассматривание картин, иллюстраций, о транспорте, правилах дорожного движения. Периодически организовывались выставки творческих работ детей и их родителей по теме. Очень привлекали детей игры подвижного характера, которые зачастую придумывали сами дети: «Сигналы светофора», «Мы пешеходы», «Берегись автомобиля!» и др. А также дети с удовольствием разучивали сценки, сказки по данной тематике. Одну из сказок «Колобок на новый лад», дети показали младшим дошкольникам.
В рамках организации работы по безопасности ДДТТ были проведены для детей и родителей совместные мероприятия: викторина «Урок безопасности для детей и родителей», развлечение «День Защиты детей», театрализованное представление «Приключения Светофорчика».
Тесно взаимодействовали с общественными организациями: библиотекой, школой. Сотрудников библиотеки помогали в организации увлекательных познавательных мероприятий в стенах библиотеки: выставки печатных изданий, просмотр мультипликационных фильмов, просмотр мультимедийных презентаций, беседы, викторины. В летний оздоровительный период были организованы библио-акции: «С книжкой на скамейке», одной из тем, которой являлась тема «Правила дорожные знать каждому положено».
Совершая целевые экскурсии в школу, дети закрепляли свои знания о правилах поведения на дороге, что обозначает тот или иной дорожный знак, а также дети
принимали участие в мероприятиях начального звена школы.
Заключительным мероприятием проекта стало познавательное развлечение «Незнайка в стране ПДДейка» в стиле игры геокешинг.