Денисенко Сергей Владимирович
Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физкультура (сокращенно АФК) – это меры спортивно-оздоровительного характера, которые ориентированы на реабилитацию человека с ОВЗ и его адаптацию к здоровой социальной среде. Такие занятия не только активизируют двигательные способности, но и помогают преодолеть психологический барьер и улучшают качество жизни в целом. АФК – это уникальный метод, при котором выполнение физических упражнений хорошо воздействует на общее состоянии ребенка.
Публикация «Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для построения процесса физического развития детей с ограниченными
возможностями здоровья необходимо быть осведомленным о состоянии здоровья ученика, его физических, психических и личностных индивидуальных
особенностях, в связи с тем, что первоначальным условием начала
образовательного процесса является характеристика ученика. Нужно отметить,
что по классификации болезней категория детей с ограниченными
возможностями здоровья очень разнообразная. В том числе важными факторами являются возраст, степень тяжести, медицинские показания по сопутствующим заболеваниям и вторичным отклонениям, структура протекания болезни.
Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые,
связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора.
Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно
развивают речь и интеллект. Так же восстанавливается связанная с моторикой
вегетативная система. В инклюзивной школе дети с ОВЗ выполняют те же
упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и
приемы АФК.
Существуют основные принципы АФК:
1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и
возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.
2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых,
нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления
сохраненных, создание «обходных путей».
3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит
те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным
результатом.
4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины
психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.
6. Вариативность: многообразие упражнений и условий их выполнения
разные способы регулирования эмоционального состояния.
7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и
его родителей на внеклассных и внешкольных спортивных мероприятиях.
При помощи адаптивной физкультуры можно значительно улучшить
психофизическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а самое главное – приучить их к таким упражнениям, которые будут им по силам, и научить
управлять своим телом и эмоциями. Дети, которые занимаются АФК, более скоординированы, подвижны, ловки. Им легче дается освоение окружающего пространства, улучшаются речь, память, концентрация внимания, способность к общению со взрослыми и детьми. Принятие собственного тела помогает ощутить себя полноценной личностью со своими собственными желаниями.
Средствами адаптивной физической культуры являются физические
упражнения, природные и гигиенические факторы. Основную роль занимают
физические упражнения, благодаря которым учитель вырабатывает направленное воздействие на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, решает вместе с ним развивающие, коррекционные, воспитательные, оздоровительные и профилактические задачи. В следствие многоповторного выполнения упражнений ученик улучшает свою физическую форму, совершенствует движения и развивает новые двигательные возможности. Также результат от регулярных физических упражнений способствует большому количеству изменений биологических структур и функций. Человек с ограниченными возможностями здоровья в любом возрасте может прибегнуть к физическим упражнениям, и они будут давать положительный результат, но особенно сильно адаптивная физическая культура влияет на растущий организм.
Физические упражнения имеют ряд преимуществ: развитие и укрепление
опорно-двигательной системы, улучшение тонуса и эластичности мышц,
увеличение силы и укрепление суставов; стимулирование кровообращения и
обмена веществ; увеличение работоспособности мозга и стрессоустойчивости;
развитие сенсорных функций.
Адаптивная физическая культура способствует развитию интересов и
потребностей, воспитывает характер, формирует поведение и волю благодаря
тому, что на уроках физической культуры упражнения наполнены
целенаправленными действиями, сопряжено с множеством психических
процессов, с регулированием качества движений, с умственной деятельностью и эмоциональной реакцией.
Выделяют эффективный способ проведения занятий физической культуры
для детей с ограниченными возможностями здоровья, который развивает
координацию, волевую и психическую составляющую характера ученика, это игра.
Люди всех возрастов с радостью вовлекаются в игры, потому что именно игра
может удовлетворить потребности человека в эмоциях, досуге, общении и
активной деятельности, а также является способом самовыражения. При выборе игр необходимо учитывать индивидуальные физические особенности,
двигательные возможности группы, а также возраст. Доказано, что игровой
процесс является не только развлечением, но и способом повышения телесно-двигательной активности, развития умственной деятельности и выражения
эмоций. Главным принципом в проведении физической культуры для учеников с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход,
исходя из которого распределяются нагрузки.
Но существует ряд противопоказаний к АФК:
1. Обострение хронических заболеваний и инфекционные
заболевания;
2. Сердечно-сосудистые заболевания;
3. Легочная недостаточность;
4. Заболевания крови;
5. Нарушения спинального кровообращения;
6. Злокачественные образования;
7. Почечная недостаточность;
8. Хронический гепатит;
9. Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки;
10. Осложненный сахарный диабет;
11. Эпилепсия;
12. Остеохондроз позвоночника с осложнениями;
13. Психические заболевания.
Таким образом, благодаря организации постоянных занятий адаптивной
физической культурой заметно улучшается психофизиологическое состояние
детей с ограниченными возможностями здоровья, а также, что не менее важно
происходит приобщение учеников к необходимым им физическим упражнениям и способностью управлять своим психофизиологическим состоянием.
В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа
по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети
с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути
оздоровления, совершенствования и самореализации.