Майдикова
Адаптированная рабочая программа по гимнастике
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная рабочая программа по гимнастике
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Вохомская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Адаптированная рабочая программа кружка
«Гимнастика»
Вохма 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Адаптированная рабочая программа по гимнастике» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А. П. Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В. В. Козлова, изд. М. «Владос», 2003 г.
Пожалуй, одним из самых зрелищных видов спорта по праву считается гимнастика. Несмотря на то, что это - исключительно женский вид спорта, у него не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.
В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.
Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Цель программы :
Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме.
Задачи программы :
-Обучение детей акробатическим упражнениям;
- Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
-Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;
-Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;
-Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
-Пропаганда физической культуры и спорта;
- Коррекция осанки, равновесия, двигательных навыков.
Программа рассчитана на четыре года обучения:
I год - начальное обучение. Набор в группы детей 7-18 лет;
II год – формирование и закреплдения основных двигательных навыков и умений;
III год – углубленное усвоение акробатических элементов, подготовка к соревнованиям;
IVгод- закрепление акробатических элементов, выступление на соревнованиях регионального уровня.
Занятие проводится в группе по 10-12 человек, так как предусматривается работа индивидуально. Проводиться занятие 1 раза в неделю, в год 34 часа
С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л. В. Выготского, А. И. Леонтьева, Л. В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.
Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:
1. Организационные:
1).Наглядные (показ, помощь);
2).Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
3).Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
2. Мотивационные (убеждение, поощрение);
3. Контрольно – коррекционные.
Основной формой работы по программе является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод. Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся.
Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий в форме бесед, презентаций.
Физическая подготовка обучающихся является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.
Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.
Запись в секцию должна производится с разрешения врача, а в течение всего периода обучения необходимо совместно с медицинским работником проводить диагностику показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
1. Безопасность.
Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2. Возрастное соответствие.
Учитывают индивидуальные возможности детей.
3. Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».
4. Наглядность
Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.
5. Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.
6. Рефлексия.
Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.
Форма подведения итогов – контрольные занятия. Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по гимнастике.
Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.
Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-10 минут и имеет собственные задачи:
1. Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
2. Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т. к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занятия занимает 15-20 минут и содержит следующие задачи: 1. Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные.
Заключительная часть занимает 3-5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление, отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т. п.).
.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГИМНАСТИКА» (34ЧАСА)
I.Общие сведения о гимнастике (2 часа)
Гимнастическая терминология
Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике
II.Упражнения на развитие гибкости (6 часов)
Ходьба в приседе;
Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;
Выпады и полушпагаты;
Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;
Широкие стойки на ногах;
Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах);
Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;
Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.
III.Упражнения на развитие ловкости и координации (6 часов)
Произвольное преодоление простых препятствий;
Ходьба по гимнастической скамейке;
Воспроизведение заданной игровой позы;
Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т. д. ;
Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие;
Равновесия типа «ласточка»;
Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;
Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам.
IV.Упражнения на формирование осанки (6 часов)
Упражнения на проверку осанки;
Ходьба на носках;
Ходьба с заданной осанкой;
Ходьба под музыкальное сопровождение;
Танцевальные упражнения;
Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;
Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета;
Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела.
V.Акробатические упражнения (14 часов)
Упоры (присев, лёжа, согнувшись)
Седы (на пятках, углом)
Группировка, перекаты в группировке
Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги)
Кувырок вперёд (назад)
«мост» из положения лёжа на спине, «шпагаты» и складки
Элементы танцевальной и хореографической подготовки
Начальное обучение акробатическим прыжкам.
Учебно – тематическое планирование курса «Гимнастика»
№
п/п
Наименование темы Количество часов
Всего Теоретические занятия Практические занятия
1 Общие сведения о гимнастике 2 2 -
2 Упражнения на развитие гибкости 6 6
3 Упражнения на развитие ловкости и координации 6 6
4. Упражнения на формирование осанки 6 6
5. Акробатические упражнения 14 2 12
ИТОГО 34 4 30
К концу реализации программы по гимнастике дети должны :
-уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
-запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;
-уметь владеть своим телом;
-уметь легко выполнять упражнения;
-научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.
Календарно – тематическое планирование курса «Гимнастика» (34 часа)
№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов Дата проведения занятия Примечание
I. Общие сведения о гимнастике (2 часа)
1. Гимнастическая терминология 1
2 Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике 1
II.Упражнения на развитие гибкости (6 часов)
3. Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах 1
4. Наклоны туловища. Выпады в стороны и вперёд 1
Полушпагат, шпагат 1
5. Развитие гибкости позвоночника Развитие подвижности в плечевых суставах 1
6. Развитие подвижности в тазобедренных суставах 1
7. Обучение комплексу ОРУ на развитие гибкости 1
III.Упражнения на развитие ловкости и координации (6часов)
8. Передвижения по гимнастической скамейке. Упражнения на равновесие 1
9. Преодоление полосы препятствий 1
10. Упражнения на переключение внимания 1
11. Упражнения на координацию движения 1
12. Передвижения на носках, с поворотами и подскоками 1
13. Передвижения по намеченным ориентирам 1
IV.Упражнения на формирование осанки (6 часов)
14. Упражнения на проверку осанки 1
15. Ходьба на носках
16. Ходьба с заданной осанкой 1
17. Комплексы упражнений на контроль осанки в движении 1
18. Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета 1
19. Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела 1
20. Упражнения с удержанием предмета на голове 1
V.Акробатические упражнения (14 часов)
21. Упор, присев 1
22. Упор, лёжа 1
23. Упор, согнувшись 1
24. Сед на пятках 1
25. Сед углом Группировка Перекаты 1
26 Стойка на лопатках, согнув ноги выпрямив ноги 1
27. Кувырок вперёд. Кувырок назад 1
28 Мост из положения лёжа на спине 1
29. Шпагаты: левый, правый, прямой 1
30. Элементы танцевальной и хореографической подготовки 1
31. Прыжки на гимнастическом мостике 1
32. Акробатические прыжки 1
33. Висы на высокой перекладине 1
34. Тест «Угол в упоре» 1
Оборудование:
1. Маты;
2. Гимнастические палки;
3. Скамейки;
4. Ноутбук
5. Музыкальный центр
Учебно – методическое обеспечение
1. В. В. Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд. М. ВЛАДОС, 2003 г.
2. В. П. Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и спорт», 1990 г.