Екатерина Збутович
Адаптированная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Магический песок»
Адаптированная общеразвивающая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Магический песок»
Автор-составитель: педагог-психолог Збутович Е. С.
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный график
Публикация «Адаптированная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста с ОВЗ „Магический песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Список литературы
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Программа «Магический песок» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья, она способствует успешному эмоционально-личностному развитию, развитию творческих способностей и творческого потенциала. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законами РФ «Об образовании» ст. 2, 5, 10, 14, 16, 20, 50; «Об основных гарантиях прав ребенка» ст. 1, 15; «О социальной защите инвалидов в РФ» ст. 18, 19; а также с постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 861 дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, так как в жизни они зачастую лишены возможности реализовать это право. Назрела острая необходимость в разработке и реализации общеобразовательных программ, направленных на социализацию личности, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, развитие потенциальных творческих возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность программы обусловлена потребностью творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями, которые в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Главная проблема, с которой они часто сталкиваются - это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. И эту проблему можно решать через творческие занятия по программе «Магический песок».
Приоритет программы это – эмоционально-личностное развитие ребенка, включающее в себя формирование:
• творческого потенциала;
• способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать;
• умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения;
• творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях;
• исследовательского интереса, познавательной активности.
Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая таким образом дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.
В программе осуществляется комплексный подход к обучению основам по нетрадиционной технике рисование песком. Именно в системе дошкольного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.
1.2. Цели и задачи программы
Главной целью Программы является :
1. Знакомство с необычной техникой рисования - рисованием песком.
2. Формирование ключевых компетентностей детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста : «любознательный, активный»; «эмоционально отзывчивый»; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
3. Формирование психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.
4. Психологическая поддержка и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.
6. Профилактика эмоционального неблагополучия через эмоционально-творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать интерес к рисованию песком на световом планшете.
2. Выработать умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
3. Помочь детям овладеть техническими умениями: регуляцией силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах и направление руки при рисовании.
4. Сформировать у дошкольников представлений об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке.
2. Развивать умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета.
3. Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
4. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
5. Развивать познавательные способности дошкольников (внимания, образного мышления, творческого воображения).
6. Развивать речь.
7. Развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательные:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
3. Воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.
4. Воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.
5. Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
1.3. Содержание программы
Содержание программы имеет отличительные особенности от других программ. Специфика построения занятий определяется их особенностями детей : быстротой наступления утомления, притупление реакции на инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, используется выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы.
У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Поэтому структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.
Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы он заинтересовался темой занятия и быстро включился в работу. Проводя занятия с детьми с ненарушенным интеллектом, применяется информационно-познавательная и игровая формы занятий. Вся учебно-воспитательная работа согласовывается с родителями.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом является создание социально-психологического климата. Важно, чтобы между педагогом и детьми складывался благоприятный климат (стимулирующий, способствующий совместной деятельности и развитию личности).
Программа вариативна по объёму содержания и срокам обучения, она может быть реализована в объёме трёх модулей или по выбору с учётом физиологических и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проходят один раз в неделю. Продолжительность занятия – 25 минут. Срок реализации программы – 1 учебный год.
Помимо развития познавательных процессов, программа развивает эмоциональный и социальный интеллект, отвечающий за понимание себя и других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, способность саморегуляции и адаптации в новых условиях.
Каждый модуль имеет цели и содержательную завершённость.
Модуль I. Развитие коммуникативной составляющей.
В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, а также формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.
Цель: эмоционально-личностное развитие.
Модуль включает три вида занятий:
1. Игра с песком — в групповой песочнице.
2. Рисование песком на специальных световых столах.
3. Рисование цветным песком на картоне.
Календарно-перспективное планирование
Модуль I
№
занятия Тема Содержание
1.
Волшебная страна Ознакомление детей с ограниченными возможностями здоровья со средством рисования песком (световой стол, песок.)
2. Песочная феерия Ознакомление с приёмами рисования песком
3. Сказка на холсте Ознакомление с основными жанрами живописи
4. Видимо-невидимо Ознакомление с приёмами работы с песком как художественным материалом
5.
Весёлые песчинки Просмотр картин нарисованных цветным песком и песком на световом столе
6. Радуга песка Превращение белого песка во все цвета радуги
7. Магия песка Арт-курс по рисованию песком
8. Песочный мир Построение в педагогической песочнице песочного города
9. Что значит быть художником? Изображение предметов с натуры с помощью цветных мелков и передачи в рисунке формы, фактуры.
10. Сказочный дворец
Ознакомление с приёмами создания фона (наброс и насыпание)
11. Мир синего и белого цвета. Выражение с помощью цвета различных чувств и настроений, использование при этом только два цвета песка: синий, белый: задумчивость восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны).
12. Синее небо
Освоение, гармоничное заполнение всей поверхности изобразительной плоскости.
13. Что такое открытое пространство?
Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах картона.
Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы - радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя.
14. Мой детский сад ранним утром.
15. Страна чудес в которой мы живём.
Модуль II. Развитие познавательной активности.
Познавательная активность детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Цель: развитие познавательной активности
Модуль включает три вида занятий:
1. Метод рисования цветным песком.
Технологии работы:
- с цветным песком и клеем;
- с использованием дополнительных художественных материалов;
- динамическое рисование цветным песком.
2. Технология рисования песком на световом столе.
3. Методы работы с песком
Календарно-перспективное планирование
Модуль II
№
занятия Тема Содержание
1.
Что мы знаем о песке Овладение детьми приёмами рисования песком, создание фона.
2. Удивительный мир Рисование на световом столе таких элементов как: цветы, деревья, облака, дождик, солнце, гор. Создание песочной картины.
3. Белый снег на крыше Рисование дома зимой, на световом столе.
4. Однажды в новый год… Создание картины из двух персонажей. Рисование на подносе и на световом столе.
5. Новогодняя ночь Рисование звёзд, ёлочек, сугробов на световом столе.
6. Формы из песка Рисование геометрических форм белым песком на прозрачном подносе.
7. Наши любимые мультфильмы Рисование главных героев из мультфильма.
8. Мультик в гости к нам пришёл Закрепление пройденного материала, создание песочной картины.
9. Сам себе режиссёр Песочная анимация. Создание онлайн фильма.
Обучение рисованию сказочных героев, ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения.
10.
Сказочные герои у нас в гостях
11.
12. Фантазёры Рисование на свободную тему, выбор светового стола, цветного песка.
13. Транспорт Рисование цветным песком на картоне (с использованием клея).
14.
15. День защитника отечества. Рисование открытки на световом столе.
Фотография открытки на 23 февраля.
Модуль III. Развитие эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту.
Цель: развитие коммуникативной составляющей.
Программа направлена на изучение своих эмоций, эмоций других людей, навыков конструктивного общения, жизненных ценностей. Дети знакомятся с различными чувствами: как они возникают, как проявляются, как их можно вызвать у себя и у других, как с ними совладать, гармонизировать.
Календарно-перспективное планирование
Модуль III.
№ занятия Тема Содержание
1.
2. Весенние цветы для мамы Рисование цветным песком «весенние цветы» на подносах, групповая работа
3. В гости к нам весна пришла Весенняя сказка. Рисование на световых столах.
4. Что бывает весной? Создание художественных образов на основе природных форм, освоение разных приемов рисования на камешках различной формы.
5.
Солнечный день Рисование солнца: «Световой стол, цветной песок». Закрепление умения пользоваться знакомыми приёмами (техниками, для создания однотипных изображений.
6. Маленькие творцы Просмотр созданных работ.
7. Разноцветный песок Рисование мандалы. Индивидуальная работа, на подносе с использованием цветного песка. Индивидуальная работа.
8. Чудо песок Рисование мандалы по подгруппам.
9. Мандала Рисование мандалы на формате 2м х 2м
Рисунок выполняется детьми 2-х групп
10. Весенняя капель
Рисование цветным песком (свободная тема)
Песочная фантазия Создание собственного мультфильма из цветного песка на прозрачном подносе.
Понятия «сценарий» анимационного ролика.
1 этап. Разработка персонажей.
2 этап. Рисование вымышленных персонажей на альбомных листах, цветными карандашами.
3 этап. Рисование цветным песком на подносах.
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемый результат:
- расширены представления о нетрадиционных технологиях творческой деятельности;
- сформирован определенный уровень знаний и умений в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями к художественно-эстетическому творчеству,
- повышен уровень развития творческих и художественных способностей, памяти, внимания, творческого воображения, речи;
- создана комфортная обстановка на занятиях, а также атмосфера доброжелательности и сотрудничества.
2.1. Календарный график
Год обучения Количество академических часов Периодичность занятий в неделю Периодичность занятий в месяц Общее число часов в год
1
1
1 раз
4
45
2.2. Условия реализации программы
Работа по Программе организуется в кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
В перечень технического обеспечения входят:
1. Кварцевый песок.
2. Столы со специальным стеклом, оснащенные подсветкой.
3. Ноутбук.
4. Интерактивный стол.
5. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой занятия).
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются видеозапись, фото и отзыв детей и родителей.
Программа предусматривает следующие формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытое занятие,
- отчет итоговый.
2.4. Оценочные материалы
Отслеживание и оценивание результатов осуществляется через организацию мониторинга, основной формой которого является наблюдение. Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый в мае).
.
Список литературы.
1. Программа от рождения до школы. /Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
2. Программа эстетического воспитания дошкольников. Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.
3. «Программа художественного воспитания в детском саду» Авторы Т. Б Братская, С. М. Кобренкова, Л. В. Кузьмичева, Н. И. Москаленко.
4. Программа эстетического воспитания дошкольников. Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.
5. «Программа художественного воспитания в детском саду» Авторы Т. Б Братская, С. М. Кобренкова, Л. В. Кузьмичева, Н. И. Москаленко.
6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75
Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
7. Белоусова О. А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г.
8. ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М: ИНТ, 2010 – 94с
9. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. Творческий Центр Сфера. Москва 2003г.
10. Казакова Р. Т. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий Центр Сфера. Москва 2004г.