Анна Божога
Адаптированная образовательная программа (коррекционно-развивающей направленности) ребенка — инвалида
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 2
1.1. Пояснительная записка 2
1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы 4
1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы. 4
1.4. Планируемые результаты освоения Программы. 5
1.5. Характеристика детей с диагнозом афония. 9
Причины возникновения нарушений голоса и их проявления. 9
1.6. Характеристика особенностей развития Серегиной Арины. 10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 14
Темочки:
2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка-инвалида в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент). 14
2.2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию голоса и речи. 16
2.3. Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы. 17
2.4. Основные формы взаимодействия с семьей 18
2.5. Комплексно-тематическое планирование. 19
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 22
3.1 Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с речевым нарушением. 22
3.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 24
3.3 Программно-методическое оснащение. 25
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является частью основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок» и определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребёнка с НР дошкольного возраста.
Программа направлена оказание помощи ребёнку с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок».
Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования.
Содержание деятельности в ходе реализации индивидуальной образовательной программы обеспечивает :
• осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ учитывая особенности его психофизического развития и индивидуальных возможностей;
• возможность освоения ребёнком с ОВЗ основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДО.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка - инвалида с НР в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок» (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
- Основная образовательной программа дошкольного образования МБДОУ Д/с «Теремок»
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Л. Б. Баряева, Т. В.
Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. Программа обеспечивает психолого-педагогическую помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у ребенка с НР;
- развития позитивных качеств личности;
- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цель:
Создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и развития личности ребенка с нарушениями речи.
Задачи:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие языковой системы (пассивный и активный словарь) и произносительной стороны речи.
3. Формирование социально – коммуникативных навыков и умений ребёнка (развитие интереса к сверстникам, навыков и умений взаимодействия с детьми; развитие эмпатии; игровой деятельности).
4. Развитие психических процессов.
1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы.
1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности при организации коррекционной работы с разными специалистами.
2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий, интеграция изучаемого материала в разные виды деятельности, в занятия разных специалистов, в домашние задания;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество организации с семьей;
6. Приобщение дошкольника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Концентрическое наращивание содержания дошкольного образования во всех пяти образовательных областях; его возрастная и индивидуализированная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям слухоречевого развития).
9. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка
10. Взаимодействие специалистов; четкое распределение ответственных за реализацию направлений деятельности коррекционной работы между членами команды педагогов и родителями.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы.
Виды образовательной деятельности Планируемые результаты
Речевое развитие Узнает по словесному описанию знакомые предметы. Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, некоторых простых предлогов. Понимает и использует в речи обобщающие слова по изучаемым лексическим темам. Различает и употребляет в речи существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
«Оречевляет» игровую ситуацию.
Составляет предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке. Правильно произносит гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Сформированы правильные уклады шипящих звуков.
Повторяет предложенный логопедом ритмический рисунок слов.
Социально коммуникативное развитие Активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
- способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других;
- способен договариваться, разрешать конфликты;
- умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно - игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.
Познавательное развитие Осваивает конструирование из бумаги и природного материала.
Занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (10–15 минут).
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.
Осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно.
Использует конструктивные умения в ролевых играх.
Имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков.
Осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия.
Имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения : контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Действует по правилу или по инструкции в предметно практических и игровых ситуациях.
Распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда).
Художественно
эстетическое развитие Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 10—15 минут; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Физическое развитие Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий; может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности.
1.5. Характеристика детей с диагнозом афония.
Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно – психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Роль голоса велика в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Диапазон встречающихся нарушений - от полного отсутствия голоса (афония) до незначительных его изменений (дисфония). Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства. В связи с этим возникает необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использование правильных и своевременных методов коррекции.
Причины возникновения нарушений голоса и их проявления.
Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны : заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.
Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является афония. Афония – это полное отсутствие голоса.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка-инвалида в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент).
Область
Задача
Физическое воспитание Соответствует основной образовательной программе
Художественно
эстетическое развитие Работать над восприятием художественной литературы, над развитием восприятием музыки, над голосом.
Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику, чувство ритма.
Обучать правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах (ложках, погремушках).
Речевое развитие Развивать произносительную сторону речи, фонематическое восприятие, языковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, умение составлять рассказ по картинке и серии сюжетных картинок (3 шт) с опорой на наглядность, умение отвечать верно полно и кратко на поставленный вопрос.
Познавательное развитие Развивать сенсорную сферу. Формировать целостную картину мира, познавательно-исследовательскую деятельность. Развитие математических представлений.
Социально-
коммуникативное развитие Развивать игровую деятельность ребё нка:
- вовлекать в сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры, оказывая помощь на этапе распределения ролей, в соблюдении ролевого поведения, правил игры;
- способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры ребёнка;
- развивать умения в режиссёрских играх, вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнёра.
Развивать умения делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности:
- стимулировать эмоциональносодержательное общение ребёнка со сверстниками;
- создавать условия для включения ребёнка в ситуативно-деловое общение со сверстниками в разных видах деятельности;
- поощрять инициативу в оказании помощи товарищам;
- развивать умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
Развивать интерес к сверстникам через:
- развитие умения воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них (посредством художественных произведений);
- развитие умения учитывать и понимать позицию партнёра, через развитие режиссёрской игры ребёнка.
2.2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию голоса и речи.
Логопедическое заключение: Афония
Цель работы: коррекция дыхания, улучшение артикуляции, и совершенствование речи.
Индивидуальные коррекционно-логопедические занятия :
1. Коррекция голоса
• Улучшение артикуляции.
• Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
2. Коррекция произносительной стороны речи.
• Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.
• Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.
• Коррекция звукопроизношения.
3. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
• Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
4. Развитие словаря.
• Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
• Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
5. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика).
2.5. Комплексно-тематическое планирование.
Месяц Неделя Содержание работы
Сентябрь 1-ая Упражнения по коррекции дыхания и активизации мышц гортани. (Дутье в губную гармошку, на вату, надувание резиновых игрушек).
2-ая
3-ья
4-ая
Октябрь 1-ая Упражнения для активизация небной занавески: вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка;
- поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
- при произношении звука [А] - растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
- быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.
2-ая
3-ья
4-ая
Ноябрь 1-ая Гимнастика мягкого неба: покашливание;
зевание; глотание воды небольшими порциями; имитация полоскания рта.
2-ая
3-ья
4-ая
Декабрь 1-ая Упражнения для расслабления голосовых складок: одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.
2-ая
3-ья
4-ая
Январь 1-ая Гимнастика нижней челюсти: открывание и закрывание рта, имитация жевания.
2-ая
3-ья Гимнастика нижней челюсти: открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А], вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).
4-ая
Февраль 1-ая Артикуляционные упражнения (на шепоте) для коррекции дефектных или отсутствующих звуков речи.
2-ая
3-ья Усложнение артикуляционных упражнений с произнесением гласных, согласных, слогов на выдохе, но беззвучно.
4-ая
Март 1-ая Артикуляционные упражнения с сочетанием дыхательных движений и произнесением звуков на выдохе.
2-ая
3-ья Длительное произнесение гласных звуков.
4-ая
Апрель 1-ая Вызывание голоса с произнесения звука [ж], затем сочетать с гласными [у], [о], [а] в прямых и обратных слогах, коротко, медленно. Звук должен получаться без напряжения на низких нотах.
2-ая
3-ья
4-ая
Май 1-ая Произношение короткого и длинного звука [У] – [У…У…У…У…У…У]
2-ая Для увеличения силы голоса, его звонкости и диапазона звучания к полученному звуку [м] присоединяется гласный звук [у], т. е. на выдохе произносится прямой слог му.
3-ья Произношение слогов со звуком [о]. При этом создаются благоприятные анатомо-физиологические условия: импеданс ротоглоточного резонатора большой, голосовые складки активны, сила голоса значительна. Гортань занимает низкое положение
4-ая Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих взрывные согласные [к], [т], [п] с гласными [у], [а] в прямых и обратных слогах.
Июнь 1-ая Произношение согласных [ф], [с], [х] в сочетании с [у]
2-ая Произношение звонких согласных [в], [з], [ж] в сочетании с гласными.
3-ья Произношение взрывных звонких согласных [б], [д], [г] в сочетании с гласными.
4-ая Произношение шипящих гласных [ш], [щ], [ч] в сочетании с гласными.
Июль 1-ая Произношение согласных звуков в сочетании с гласными.
2-ая
3-ья
4-ая
Август 1-ая Укрепление силы, высоты и тембра голоса.
Произношение двух гласных звука: [а] — [у], затем два сочетания: [ау]—[уа], [уо]—[оу], [оа]—[ао], [уи]—[иу].
2-ая
3-ья
4-ая
3.3 Программно-методическое оснащение.
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005
2. Белошеева А. А., Голышева В. А., Неволина Г. Л., Окунева Г. Ю. Нервно – психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. Пермь, 1999
3. Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004
4. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. С. – П., 2006
5. Журнал «Логопед» 2004, № 1, с. 17. 2005, № 4, с. 94