Татьяна Шарпаева
Адаптационные игры в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационные игры в работе с детьми раннего возраста
(Из опыта работы)
Адаптация в детском саду - тяжелое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков.
Публикация «Адаптационные игры в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
Адаптационные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Главная задача педагога – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой ситуации, почувствовать себя уверенней, по возможности стать хозяином этой ситуации.
Главным расслабляющим средством в период адаптации для малышей — это игра, так как она является естественным состоянием, потребностью детского организма. В игре ребенок не только проявляет индивидуальные способности и личностные качества, но также формирует определенные свойства личности.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
В своей работе для сближения детей друг с другом и воспитателем использую такие игры как : «Давайте познакомимся», «Мишутка в гостях у ребят», «Ладушки», «Иди ко мне» и т. д.
Для снятие эмоционального напряжения и создания положительного эмоционального климата в группе провожу хороводные игры : «Кто у нас хороший», «Заинька попляши», «Ходит Ваня», «Пузырь», и т. д.
Как известно - лучшее лекарство от стресса – это смех. Поэтому, необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этой цели использую игрушки-забавы, куклы Бибабо, приглашаются сказочные гости – зайчики, мишка, лисички, которые встречают детей в приемной, и в группе.
Облегчить душевное состояние, поднять настроение помогают пальчиковые игры; театрализованные представления хорошо известных детям русских народных сказок и потешек: «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д.
Для снятия эмоционального напряжения и тревожности в течение дня использую разнообразные игры с песком и водой : «Найди шарик», «Испечем куличики», «Тонет не тонет» и т. п.
Предлагаю детям настольные и дидактические игры, которые привлекают своей яркостью и индивидуальностью. Это различные бизеборды, домики для прокатывания, игрушки со звучащими и двигающими элементами.
Использую предметно-пространственную среду для организации сюжетных игр. Например, "Покормим куклу Нину", «Полечим зайчика», «Построим домик для петушка» и т. д.
Сгладить адаптационный период помогут подвижные игры : «Солнышко и дождик», «Самолеты», «Зайка серенький сидит» и др., которые можно проводить по несколько раз в день, как в группе, так и на улице.
Также создаю условия для самостоятельных упражнений: предлагаю малышам каталки, машинки, мячи.
Снять эмоциональное напряжение у детей во время адаптации поможет книга. Дети любят рассматривать иллюстрации, поэтому необходимо выбирать книги с яркими, знакомыми сюжетами. Малыша привлекут и успокоят книжки-забавы: звучащие, с открывающимися окошками, с тактильными страницами, с наклейками, со съёмными деталями.
Снять тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, помогают игры на мелкую моторику рук. С этой целью использую игры с крупами, прищепками, различные яркие шнуровки.
Всем детям нравится творческая деятельность. Поэтому создаю игровые ситуации: «Слепим куклам конфеты», «Угостим собачку колбаской», «Раскрасим картинку для мамы» и т. п. Использую нетрадиционные техники рисования – рисования пальчиками, ладошками.
Самое главное, давать возможность ребенку время от времени делать то, что ему хочется и тогда у младшей адаптация пройдет легко и быстро.