Светлана Баканова
Адаптация и освоение детьми пространства развивающей среды в условиях работы ГКН с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Вебинар.
Тема выступления: «Адаптация и освоение детьми пространства развивающей среды в условиях работы группы компенсирующей направленности с дошкольниками с ЗПР».
Слайд
Коррекционная работа в группах для детей с ЗПР в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков психического развития, социальную адаптацию детей в обществе.
Публикация «Адаптация и освоение детьми пространства развивающей среды в условиях работы ГКН с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗПР. Задержка психического развития
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В нашем детском саду функционирует группа «Ласточка» компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Слайд
Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Чаще всего в работе мы придерживаемся классификации Клары Самойловны Лебединской.
Слайд
Этиология ЗПР связана с разными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы.
Слайд
Рассматривая психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, можно выявить ее основные звенья: низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, недостаточной сформированности мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов-представлений, недоразвитие знаково-символической деятельности.
Слайд
В нашей профессиональной работе у нас существует ряд основных факторов, которые мы учитываем при планировании коррекционно-образовательной деятельности:
- группа разновозрастная, ее посещают дети с 4 до 7 лет
- дети имеют разные нарушения развития
- дети из разных ДОУ или недавно организованные.
Слайд
В своей практике, как любой воспитатель мы сталкиваемся с рядом трудностей. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Он должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться. Особенно сложно проходит период адаптации у детей с задержкой психического развития.
Слайд
Поэтому помощниками ребенку в этом являются почти все сотрудники нашего детского сада.
Слайд
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Слайд
Поэтому мы уделяем особое внимание для создания у наших детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в группе; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно в дошкольном учреждении.
Во время адаптации и после этого периода ребенку для психологической разгрузки в группе необходима помощь. Одним из условий психологической комфортности является сохранение связи с домом.
Слайд
Мы предложили детям Сундучок «Мой секретик». В нем в персональных коробочках хранятся личные и значимые для ребенка предметы, игрушки. Ребенок может пользоваться своими вещами в свободное время, взять коробочку с секретиком, и в комфортных для него условиях в любом месте группы поиграть со своей игрушкой, по своему желанию делиться ими с другими детьми. Это психологически связывает ребенка с родными, близкими и способствует разгрузке нервной системы.
Слайд
Адаптация и развитие детей с ЗПР во многом зависят от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Создание специальной развивающей среды для таких дошкольников предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности.
Проектируя среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ЗПР, мы основывались на принципах построения предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО:
- вариативность;
- зонирования
- насыщенность;
- доступность;
- безопасность;
- трансформируемость;
- полифункциональность.
Мы учитываем, что развивающая среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к постоянной корректировке и развитию.
Для эффективного и удобного использования все пространство группы мы поделили на (центры, в которых представлены различные виды деятельности и имеется разнообразное оборудование. В результате чего у ребенка появляется возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, формируется концентрация внимания, усидчивость, что особенно важно для детей с ЗПР.
Для того чтобы детям было проще и легче освоить пространство развивающей среды, мы придумали систему ознакомления детей с предметно-развивающей средой группы. Развивающие центры в группе мы обозначали персонажами из мульфильтсериала «Смешарики».
Слайд
Так мудрая Совунья – хозяйка центра познавательного развития.
Слайд
Мечтательный Бараш учит детей рисовать, раскрашивать, лепить в изоуголке.
Слайд
Любознательный Ежик любит читать с детьми книги и вместе учится правильно говорить.
Слайд
Трудолюбивый Копатыч ведет свое натуральное хозяйство в природном уголке.
Слайд
Крош - любитель спорта и физкультуры.
Слайд
На стене группы мы разместили, изготовленное своими руками панно «Божья коровка». Оно является управляющим звеном в организации работы в центрах развития. На индивидуальном кармашке божьей коровки размещаем лица детей.
Освоение пространства развивающей среды с помощью панно проходит для детей в несколько этапов, в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников и их возраста.
1 этап - Мы размещаем в кармашках детей карточки, на которых с одной стороны изображен персонаж центра активности. То есть в этот день ребенку предлагается с помощью воспитателя познакомиться с играми и пособиями данного центра. За один день в каждом центре максимально может работать 2 ребенка совместно или по отдельности. Изучение одного развивающего центра может занимать по времени для одного ребенка от недели до месяца.
Следующий этап – на карточке с одной стороны персонаж центра развития, а с другой стороны фото игры или пособия из центра активности, которую воспитатель предлагает ребенку. Дошкольнику необходимо найти эту игру на полке, вспомнить правила или попросить помощи у взрослого и поиграть в нее самостоятельно или привлечь других детей.
На следующем этапе мы используем разные варианты взаимодействия детей в развивающем пространстве группы :
-объединять детей по 2-3 человека в один центр развития, т. е. в кармашках у 2-3 детей одинаковые персонажи.
-объединять детей для игры с одним пособием по 2-4 человека и т. д.
2 Слайда
Следуя принципу трансформируемости пространственно-развивающей среды, в помощь нашим детям, мы изготовили пособие на основе ковролина, которое надевается на детский двухсторонний мольберт. Пособие используется как фланелеграф, картинки крепятся к пособию с помощью липучек. Например, дети очень любят собирать из деталей картинки по временам года, автора Агранович Зои Евгеньевны.
Слайд
Работая по данному пособию мы с детьми решаем ряд задач :
1) обогащение словаря ребёнка и формирование у него грамматических категорий;
2) развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;
3) развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);
4) формирование пространственно-временных представлений.
Это пособие имеет большую функциональность в следствии своей мобильности и двусторонности.
Слайд
Для развитие фонематических процессов мы используем игру с гласными и согласными буквами. Дети с удовольствием индивидуально или коллективно заполняют пространство большой буквы картинками, выполняя разные заданий.
Чтобы привлечь внимание детей к настольным играм и постоянно поддерживать познавательный интерес, мы используем разнообразные игровые приемы и дидактические игры:
2 Слайда
- паровозики (сложи сюжет и составь рассказ) – развитие связной речи;
Слайд
- слоговые домики;
Слайд
- круги Луллия;
Слайд
- карты Проппа – пересказ знакомых сказок и придумывание собственных;
Слайд
- «Сушка белья» – закрепления знания основных цветов;
4 Слайда
Нашим детям характерен сниженный интерес к любому виду деятельности, а для некоторых ребят даже его отсутствие к процессу и результатам. Например, в изобразительной деятельности.
На первом и втором этапе учебно-воспитательной работы по изобразительной деятельности мы применяем такие приемы для рисования и закрепления навыков раскрашивания: готовые контуры для закрашивания разными приемами; также рисование ватными палочками, создание изображения птицы и фигуры человека с помощью ладони, проявляющиеся от воды детали картинки.
Слайд
Различные узоры дети выкладывают на фетре, размером А4, из элементов растительных узоров, сделанных из фетра, тесьмы, ткани. Видимый детьми результат их работы, практически при отсутствии навыков в этой деятельности, закрепляет ситуацию успеха и мотивирует наших детей на дальнейшее приобретение умений и навыков.
3 Слайда
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно, явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Приоритетным направлением в деятельности нашего ДС является формирование основ экологической культуры дошкольника, осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам. Для реализации этого направления в ДОО ведется работа по парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог». Несмотря на большой объем коррекционной работы, мы с детьми группы уделяем время этому направлению. Ежегодно в нашей группе расцветает огород на окне.
Слайд
Это способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать жизнь растений.
Слайд
Дети принимают активное участие в организации Огорода и его ежедневном уходе. Это им доставляет огромное удовольствие. Мы обратили внимание, что при выполнении трудовых поручений в уголке природы, у детей снимается нервное напряжение, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Одной из наших воспитательно-образовательных задач является развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки детьми своей деятельности.
Слайд
Для этого в группе есть экран успешности – Бабочка. Разноцветная бабочка – магнитное панно, сделанное своими руками. Дети размещают на ней магнитные смайлики, характеризующие отношение ребенка к своей учебной деятельности.
Второй из трех важных сторон адаптации детей к условиям в дошкольном учреждении выступают родители и законные представители воспитанников.
В работе с родителями мы используем информационно-коммуникационные технологии.
Слайд
Взаимодействие осуществляем посредством интернетресурсов. На протяжении нескольких лет мы ведем рубрику «Мамина школа» в группе в ВК. Мы предлагаем родителям ссылки на материалы познавательных статей по разным направлениям воспитания и развития детей, на практические рекомендации по работе с детьми. По темам недели рекомендуем родителям художественную литературу, дидактические игры, наглядный материал, просмотр обучающих видеороликов.
Мы активно привлекаем родителей к созданию и обогащению предметно-пространственной среды.
Слайд
Они помогают изготовить оборудование для сюжетно-ролевых игр, пошить костюмы для театрализованной деятельности, оборудование для физкультурного уголка, смастерить пособия для уголка «Говорушки» по развитию речи.
Слайд
Целью нашей работы является обеспечение организации и синтеза разных видов деятельности, которые помогают ребенку овладевать средствами и способами получения элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта деятельности. Это позволяет детям в игре, труде, общении овладеть некоторыми общими понятиями и затем перейти к выделению частных представлений и отношений.