Настя Нуралиева
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
«Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывать дерево, стараясь не повредить его корневую систему,пересаживает вместе с землей. Несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживается.» Аксарина Н. М.
Адаптация- от. лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Публикация «Опыт работы „Адаптация детей раннего возраста“» размещена в разделах
Адаптация- это переход ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение. Не многие дети принимают этот переход сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем, некоторые легко входят в группу, другие вечером дома капризничают, многие из них перед входом в группу начинают капризничать и плакать. У них может нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается частичное потеря положительных привычек. Если до прихода в детский сад ребенок просился на горшок, то поступив в детский сад – этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. И это эмоциональное состояние приводит к снижению иммунитета. Потому что часть иммунной системы уходит на адаптацию к новым условиям существования. Ребенок попадает в коллектив и его организм сталкивается с новыми вирусами и бактериями.
Адаптация – это сложный период не только для детей, но и для родителей. Родители часто сами испытывают тревогу, поэтому прежде всего надо успокоить взрослых, ведь дети видят и чувствуют их настроение. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима нужна работа с родителями. Для этого я приглашала родителей осмотреть групповые помещения, показывала шкафчики, кроватки, рассказывала чем будут играть и заниматься дети. Показывала им информационные стенды, которые они могут найти и прочитать любую интересующую информацию, режим дня, меню, расписание НОД, советы и рекомендации касающиеся адаптации, укрепления здоровья. В дальнейшем,в течение года, родители посещают родительские собрании, круглые столы, мастер классы по разным темам.
Несколько рекомендаций родителям:
- Отдавая ребенка в детский сад, нужно сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние мамы.
- Надо настроить себя на расставание, переодели, поцеловали, пообещали, что заберете его и быстренько ушли.
- Время нахождения в детском саду надо увеличивать постепенно.
- Нужно заранее готовить своего ребенка к детскому саду.
- Надо первым делом знакомиться с будущей воспитательницей и группой.
- В раннем возрасте официальное имя и отчество воспитателя может вызывать у ребенка недоверие, поэтому обычно называют по имени и добавляют слова «тетя».
- Надо за несколько месяцев до прихода в детский сад начинать перестраивать ребенка на новый режим.
- Надо приучать ребенка к самостоятельности с самого раннего возраста.
-Наберитесь терпения! Через это проходят все детки, и вам нечего бояться. При правильной подготовке этот процесс пройдет успешно.
Чтобы адаптация прошла успешно, прежде всего, в группе надо создать атмосферу тепла, уюта и любви. Чтобы дети хотели с удовольствием идти в группу. Для этого нами созданный уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой. Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, горка, которые помогают справиться с напряженной ситуацией.
Как говорила Мария Мантессори : «Игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей.» Я в своей образовательно – педагогической деятельности предпочтение отдаю играм с элементами методики Мантессори. Эти игры не требуют особых материальных затрат. Игры по Мантессори развивают у ребенка навыки: самостоятельности, уметь сортировать, координировать движения, концентрировать внимание, мелкую моторику рук, сенсорное развитие: Игры с бумагой, «веселые прищепки», «уборка», «не просыпь и не пролей», «волшебное сито», «шнуровка», «переливание воды».
Работая с детьми, воспитатель должен быть актером, певцом, художником, волшебником, фокусником. Игры во время адаптации нужны и индивидуальные и фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя без внимания. Во время адаптации отдаю предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами, «солнечные зайчики», «Чудесный мешочек», сюрпризные моменты с разными игрушками. Детям очень нравятся игрушки, изготовленные мной: «Разноцветные подушки», «Поможем ежикам», «Цветик семи цветик».
Я в своей работе активно использую музыку. Музыка создает положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие ребенка, его душевное и физическое здоровье. Включаю детям для слушания релаксационную, расслабляющую и успокаивающую музыку, которую можно слушать в удобной приятной обстановке. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются. Использую активно колыбельные во время сна, спокойная музыка один из факторов улучшающий эмоциональное состояние ребенка. Пальчиковые игры, потешки, утренняя гимнастика, сказки, физкультминутки, подвижные игры с музыкой.
В течение дня, чтобы доставить детям радость, я превращаюсь в кошечку, собачку, зайчика,в лисичку, в медведя и в волка. Дети с интересом наблюдают за воспитателем и друг за другом. Основная моя задача во время игр добиться эмоционального контакта с детьми и доверия детей. Ребенок должен увидеть доброго воспитателя, который готов всегда прийти на помощь.
Я хочу закончить свою статью словами Януша Корчака :
«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
Автор : Воспитатель ГБДОУ № 75 Нуралиева Назила Рафик кызы