Батраева Гулия
Адаптация детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста (из опыта работы
Слайд 2
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни малыша и родителей. От того, насколько успешно адаптируется ребенок, будет зависеть не только его пребывание в детском саду, но и успешность дальнейшего обучения в школе.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться.
Именно впервые годы закладывается его отношение к людям, себе и к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека.
Слайд 3
Поэтому основной моей задачей является создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям.
Следовательно, из этого вытекают следующие задачи:
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и воспитателем.
слайд3
Нашу 1 младшую группу посещают 19 детей. Прием детей проходил постепенно. В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми и индивидуальные особенности. В группе был организован щадящий режим дня, создана комфортная предметно-пространственная развивающая среда с целью облегчения адаптации, которая способствовала снижению стресса у детей.
Слайд 4
Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.
Проведенное с первого же дня анкетирование родителей, личные беседы помогли нам построить работу с родителями и детьми. Из анкет мы узнали какое настроение преобладает у ребёнка, как засыпает, навыки самообслуживания, его любимая игрушка. Для родителей были подготовлены папка-передвижка «Адаптация в детском саду», консультации «Правила расставания», «Как уменьшит стресс» «Готовим малыша в детский сад».
Слайд5
Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, мы используем нетрадиционный метод в работе с детьми раннего возраста – телесную терапию. Элементы телесной терапии: объятия, поглаживания, игры на коленках. Прикосновение стимулирует выделение гормонов, способствующих росту ребенка. Если ребенок плачет, капризничает, недомогает – его можно взять на ручки, погладить поцеловать, прижать к себе и ребенок успокаивается.
Слайд6
Для скорейшей адаптации также используем игровые технологии. Цель игровых технологий в адаптационный период - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым. Игры с песком и водой,кажутся незатейливыми, но в этой простоте и кроется эффект. У детей снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность. Развивается фантазия. Выстраиваются социальные связи. Улучшается координация. Стимулируется мелкая моторика. Поднимается настроение.
Слайд7
Мы также используем сенсорные игры. Они формируют представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Слайд8
Организуя подвижные игры воспитываем потребность и способность к сотрудничеству. В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку смелость. Они помогают преодолеть робость, застенчивость страх. Подвижные игры создают дополнительные возможности общения детей со сверстниками и взрослыми.
Слайд 9
Для создания доброжелательного отношения к окружающим и сверстникам моделировали игровые ситуации, приближенные к типовым сюжетам из реальной жизни «Построим башню для зайчика», «Разноцветный ковер для игрушек», «Кукла хочет спать» и др.
Они учат новым способам взаимодействия друг с другом. Развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, действиями воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя
Слайд10
Во время режимных моментов использовали потешки и пальчиковые игры «Водичка, водичка», «Кран откройся», «Час обеда подошел», «Идет коза рогатая….» и др. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом, пели колыбельную песенку.
Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект.
С помощью фольклора легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок, прибауток, потешек, вызывает у него радость, побуждает познавательную активность.
Слайд 11
Театрализованные развлечения для малышей проводим 2 раза в неделю во второй половине дня. Элементы театрализованной деятельности начинали вводить в образовательный процесс с первых дней пребывания детей в детском саду.
Театрализованные игры снимают эмоциональное напряжение, развивают навыки взаимодействия детей друг с другом, а также внимание, речь, воображение. Игрушка забава позволяет: воспитывать чувство юмора у ребенка, отвлекать от неприятных ситуаций, снимать стресс.
Слайд12
Не меньше удовольствия детям приносит и рисование ладошками и пальчиками. Оно нравится всем, без исключения. Нетрадиционное рисование создает атмосферу непринуждённости, эмоционально-положительного отношения к действительности. Увлекательный процесс, который помогает забыть на время о своих переживаниях.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе прошел в средней степени. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. Такой результат не может не радовать нас. Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по- настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей.
Слайд 13
Спасибо за внимание.