Бодянская юлия
Адаптация детей к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей к условиям детского сада
средствами изобразительной деятельности
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются устоявшиеся взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду, в семье и в дальнейшем – в социуме. В этой ситуации нужно создать условия для обеспечения малышу эмоционального комфорта, развития у него коммуникативных навыков по ФГОС.
Публикация «Адаптация детей к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
Анализируя собственный педагогический опыт, и изучив рекомендации современных методик по воспитанию детей младшего дошкольного возраста, мы провели анализ педагогических средств, используемых для обеспечения адаптации детей к условиям детского сада. Возрастной период 2-3 лет является сенситивным для сенсорного развития. Учитывая это, мы исследовали, какой вид деятельности сочетает в себе способность обогащать познавательный опыт ребенка, снижать психо-эмоциональное напряжение, вызывает радость и интерес.
В успешной адаптации ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельность в раннем возрасте носит эмоциональный, творческий характер. Мы создает для этого все условия : обеспечиваем эмоциональное, образное восприятие действительности, формируем эстетические чувства и представления, развиваем образное мышление и воображение.
На занятиях художественной деятельностью развивается речь детей : обогащается словарь, формируется связная речь в процессе наблюдений и обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному развитию и наглядно-образному мышлению.
Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. В данном возрасте дети с удовольствием занимаются со строительным материалом. На занятиях по конструированию у малышей развиваются: логическое мышление, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус, конструкторские навыки и умения, мелкая моторика.
Интерес к рисованию появляется у детей рано. Но обычно, в семье редко учат тому, как надо пользоваться изобразительными средствами. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду. Здесь, воспитатели, вызывая интерес к действию с бумагой и карандашом, успешно решает проблему адаптации. В этот период совершенно неважно, умеет ли малыш держать карандаш или кисть. Важно, что, обращая внимание на след, оставшийся от движения карандаша или кисти, ребенок на некоторое время забывает о расставании с мамой.
Разрабатывая перспективный план, игр, пособий и занятий, мы опирались на труды таких авторов, как Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», Полозова Е. В. «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста», Жукова О. К. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста», Казакова Т. Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
В качестве методик мы применили анкетирование родителей и методику наблюдения, предложенную Т. А. Данилиной, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степиной «В мире детских эмоций», выделяющих ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на заданные воздействия.
Н. Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и, соответственно, методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Свое внимание мы направляем на решение следующих задач:
1. Создание положительного эмоционального настроя в группе и снятие
эмоционального напряжения.
2. Развитие интереса к цвету, краскам, различным средствам изображения.
3. Формирование умения различать и называть цвета.
4. Развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации.
5. Развитие мелкой моторики рук.
Каждого малыша, приходящего в нашу группу, мы включаем в совместную с педагогом изобразительную деятельность. Помогаем познать ребенку тайны волшебства пластилина, красок и карандашей. В период адаптации дети рисуют «Травку для зайчика», «Листочки на деревьях», «Дождик, дождик, кап, кап, кап…», «Выпал беленький снежок…» и так далее. Ребята с первого занятия проявляют интерес к этой деятельности, радуются своим рисункам, показывают взрослым. Постепенно и плачущие дети присоединяются к общему процессу.
Изобразительная деятельность детей составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте, способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения. Наряду с традиционными наши воспитанники знакомятся с нетрадиционной техникой рисования – пальчиками, ладонью, ватными палочками, поролоновыми губками. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем.
Сотрудничаем с семьей по вопросам адаптации малышей к новым условиям жизни, используя продуктивные виды деятельности. Знакомим родителей с тематикой занятий изобразительной деятельности, оформляем выставки детских работ, выставляем консультации по формированию интереса у детей младшего дошкольного возраста к доступным средствам изображения в домашних условиях, о роли художественно-эстетического воспитания в развитии личности ребенка.
Исследуя данную тему мы пришли к выводу, что изобразительная деятельность способствует снятию эмоционального напряжения в период адаптации детей к условиям детского сада, а это - необходимое условие полноценного развития ребенка.
Список использованной литературы:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж 2010г.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. М., 2011г.
3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2009г.
4. Жердова Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. Ростов - на - Дону 2008.
5. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Москва Мозаика-Синтез 2010г.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2010г.