Марина Сухарева
5 популярных методик раннего развития детей — плюсы и минусы
▼ Скачать
В настоящее время ведётся много дискуссий на тему раннего развития детей. Мнения экспертов, специалистов психологов, родителей разделяются и порой совсем различны. Но все специалисты сходятся в одном: развивать нужно, вопрос с какого возраста, по какой системе?
Часть считают, что начинать развитие лучше в самом раннем возрасте, лучше с рождения, можно показывать ребёнку карточки, что впоследствии разовьёт такие процессы как память, внимание, мышление в разы быстрее.
Публикация «5 популярных методик раннего развития детей — плюсы и минусы» размещена в разделах
Другие говорят, что такой необходимости нет, развитие нужно начинать в немного более сознательном возрасте, с 1 - 1,5 лет и соответственно возрасту. Малыш должен понимать и осознавать, что ему показывают, а также для чего.
Есть мнение, согласно которому дитя вообще не стоит трогать, он сам разовьётся, всему научиться, проявит интересы и склонности к тому, чем он хочет заниматься.
Так или иначе учёные и психологи, при поддержке родителей образовали ряд направлений раннего развития, некоторые из которых весьма популярны в настоящее время.
В частности, очень часто при поиске няни, например, при помощи сервиса по поиску няни "Арина Родионовна", родители требуют наличия опыта и умения владения теми или иными методиками развития.
1. Методика Монтесори
Мария Монтесори - итальянский доктор-психотерапевт, педагог, учёный, философ. Разработала свою систему обучения и развития детей. Данная система весьма популярна, хотя не повсеместно распространена. Ключевая идея - создание условий для самостоятельного развития детей. Педагог лишь наблюдает и помогает, если ребёнок его попросит. Также может объяснять назначение материалов, проводить короткие занятие по усвоению общих понятий детьми, после которых дети сами выбирают как им закреплять информацию и чем заниматься.
Всё помещение разделено на зоны развития такие как : сенсорная, практическая, математическая, языковая, зона космоса. В каждой зоне находятся уникальные материалы и пособия для занятий. М. Монтесори отдавала предпочтение натуральных материалам, выполненным в основном из дерева. Каждое пособие в единственном экземпляре, для того чтобы дети учились договариваться и взаимодействовать, так же как в социуме. Главное правило, кто первый взял, то и пользуется, не мешай работать другому. Основная позиция педагога - невмешательство. Нельзя вмешиваться, если ребёнок занимается наблюдением или отдыхает. Группы детей обычно разновозрастные. Для детей до 3 - х лет пространство должно быть специально оборудовано.
Положительные стороны:
• ребёнок воспринимается как личность с рождения, ему не навязываются готовые шаблоны;
• активное развитие познавательных способностей, посредством сенсорных ощущений;
• нет критики, негатива, давления со стороны взрослого.
• упор на развитие самостоятельности и навыков самообслуживания;
• разновозрастные группы, дети учатся помогать и заботиться о младших, а младшие просить помощи у старших;
• большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, что в последствии поможет более лёгкому обучению письму, способствует более быстрому овладению детьми практическими навыками;
• ребёнок растёт в атмосфере свободы, происходит формирование самодисциплины.
Отрицательные стороны:
• мало внимания уделяется развитию творчества;
• педагог носит наблюдательно-наставнический характер, что не всегда благоприятно для детского развития;
• ребёнок является центром вселенной, что так же имеет отрицательные стороны;
• дороговизна материалов и пособий;
• в данной методике не уделяется должное внимание сказкам, слушая, читая которые дети учатся противостоянию добра и зла, выходу из сложных жизненных ситуаций;
• позднее, при поступлении в обычную школу, могут возникнуть трудности в адаптации к новой системе отношений (в Монтесори среде педагог - наблюдатель, а в обычной школе - авторитет);
• мало внимания уделяется двигательной активности, занятия в основном, проходят в спокойной тихой обстановке.
2. Методика Зайцева
Николай Зайцев - российский воспитатель, учитель, создавший свою систему обучения чтению. Согласно данной системе необходимо делить слова не на слоги, а на склады. Складом может быть как несколько букв (согласная с гласной, так и отдельно гласная, и отдельно согласная. Он считал, что обучаться по складам гораздо легче, естественнее. Н. Зайцев написал их на деревянных кубиках и создал специальные таблицы. Согласно его методике можно легко и быстро научиться читать, выучить английский, а также любой другой язык.
Склады в таблицах и кубиках отличаются по цвету, размеру, звучанию. С помощью данной методики ребёнок легко усваивает разницу между согласными и гласными, звонкими и шипящими, твёрдыми и глухими звуками.
Обучение идёт в игровой форме, все звуки дети поют, прохлопывают в ладоши и вообще на занятиях ребята много двигаются, бегают, прыгают, висят на шведских стенках, что помогает активно усваивать информацию. Обучение по данной методике предполагает сотрудничество, учёт интересов ребёнка. Материала даётся столько и такой сложности, сколько ребёнок может и хочет запомнить. К примеру если ребёнок хочет изучать сейчас длинное слово - термин, какой ему интересен, то его следует изучать. Или ребёнок хочет разобрать по складам собственное имя, ничего, что оно длинное, а он ещё такого не делал. Информация запоминается лучше, когда есть желание.
Положительные стороны:
• быстрая эффективность;
• тренировка беглого чтения, профилактика грамотного письма (ребёнок запоминает готовые конструкции зрительно, что поможет исключить многие ошибки в последующем на бумаге);
• благоприятное влияние на здоровье, много подвижных упражнений, таблицы расположены на уровне глаз, способствуют поддержанию осанки;
• отсутствие возрастных ограничений.
Отрицательные стороны:
• сложность переучивания (возможные ошибки проглатывания окончаний и во время фонематического разбора);
• последующая двойная работа для педагогов (цвета звуков в методике и в школе отличаются, так же запоминаются определённые слоги, которые редко пишутся так в русском языке, но звучат именно так, например слоги с Э - БЭ, ВЭ, ГЭ; могут возникнуть трудности, так как ребёнок будет их активно применять, но на письме всё не так);
• дороговизна материалов.
3. Методика Домана
Глен Доман - врач физиотерапевт, основатель одной из самых популярных методик раннего развития. Согласно идее - необходимо тренировать у детей с рождения интеллектуальные способности параллельно с физическими. Г. Доман считал, что чем лучше дитя развивается физически, тем быстрее происходит развитие у него познавательных процессов. Предполагается, что новорождённый должен регулярно тренироваться в ползании, захвате и равновесии. Также рекомендуется показ карточек, на которых красными буквами написаны целые слова. Количество карточек постепенно увеличивают. Кроме карточек со словами, предлагаются карточки с изображениями, при этом нужно сопровождать показ фактами о них. Время на каждую карточку около 2 сек. Обучение математике осуществляется также с помощью карточек, на которых изображены красные точки - множества.
Положительные стороны:
• ребёнок быстро учится читать;
• хорошая тренировка памяти малыша, запоминание большого количества информации;
• может помочь в овладении не только родным языком, но и иностранным;
Отрицательные стороны:
• данной методике необходимо посвящать практически всё свободное время, малышу не остаётся времени на игры;
• процесс запоминания выдаётся за чтение (ребёнок зрительно запоминает схемы - слова, но не видит отдельно буквы и слоги);
• при помощи данной методики ребёнка можно перегрузить информацией, но в нужное время он не сможет её использовать по назначению (недостаток практических знаний и наличия опытов);
• ребёнок привыкает усваивать информацию вместе с картинками, позднее отказывается воспринимать её без них;
• мало внимания уделяется развитию творчества, мелкой моторике;
• ребёнок в процессе обучения играет роль пассивного объекта.
4. Вальдорфская методика
Основатель методики Рудольф Штейнер. Ключевым становится духовное, эстетическое и творческое развитие ребёнка. Дети должны как можно дольше находиться в сказочно - образном мире. На занятиях детей ни к чему не принуждают, они занимаются тем, чем захотят. Ребёнка никогда не одёрнут, не скажут, что он что-то делает неправильно, каждый является личностью и с этим считаются. Используется театрализация сказок, ставятся постановки, дети делают поделки из природного материала, занимаются народным творчеством, учатся заботиться о растениях и выращивать их. Точные науки, а также учится чтению дети начинают только в том возрасте, когда коренные зубы сменят молочные (около 12 лет).
Положительные стороны:
• ребята с удовольствием посещают занятия;
• наиболее подходит для детей с гуманитарным складом ума;
• большое внимание уделяется развитию творчества и воображения;
• нет критики, замечаний, ребёнок смело и самостоятельно принимает решения;
• интересная методика, многообразие игрушек, их натуральность.
Отрицательные стороны:
• ребёнок не готов обучаться в обычной школе, так как привык делать то, что хочет, заниматься по своему желанию;
• гораздо позже своих сверстников осваивает такие важные навыки как чтение и письмо;
• детям с математическим складом ума может быть не интересна данная методика;
• запрещается оперировать современными игрушками, а также посещать спортивные секции и кружки параллельно с занятиями по данной методике.
5. Методика Никитиных
Разработали данную систему раннего развития - семейная пара Никитиных, родители семерых детей. Согласно методике дети развиваются физически и параллельно интеллектуально. Много внимания уделяется спортивным упражнениям, закаливанию. У ребёнка должно быть оборудовано место для занятий спортом. Ребята заботятся друг о друге, помогают родителям, выполняют посильную работу по дому. Методика предполагает собой домашнее обучение.
Положительные стороны:
• умственное развитие происходит вместе с физическим;
• большое внимание уделяется здоровью детей;
• домашнее обучение, как следствие родители больше времени проводят с детьми;
• старшие дети помогают заботиться о младших.
Отрицательные стороны:
• жёсткие методы закаливания;
• мало внимания уделяется развитию творчества, речи;
• недостаточный индивидуальный подход к ребёнку.
Вести ли детей в развивающие центры?
С какого возраста начинать обучение ребёнка, по какой из методик раннего развития решают только родители. В первую очередь необходимо руководствоваться здравым смыслом и не идеализировать конкретные методики. Как мы разобрали - у каждого из данных направлений есть свои плюсы и минусы, поэтому не стоит ждать чего-то сверхъестественного от ребёнка. Также важно помнить, что никакой преподаватель и никакая методика развития не заменит собой родителя. Какую бы вы систему не выбрали будьте рядом со своими детьми, помогайте им во всём, старайтесь дать им лучшее и результаты не заставят себя ждать.