Елена Малыгина
Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Ко Дню головоломок на МААМ. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ
Головоломки – один из известнейших и популярнейших видов досуга, придуманных для развития, обучения и просто веселого времяпрепровождения. Они разнообразны по содержанию, задачам, целевой аудитории и многим другим характеристикам, но всегда неизменно пользуются заслуженной любовью у детей и взрослых!
Публикация «Ко Дню головоломок на МAAM, Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети, посещающие наш реабилитационный центр, тоже очень любят различные виды головоломок, и мы стараемся предоставить им наибольшие возможности для такого вида деятельности.
Нередко мы используем популярные и хорошо зарекомендовавшие себя идеи для разработки и изготовления новых игр и пособий, адаптируем их к работе с детьми с особыми нуждами, чтобы получить наибольший развивающий эффект.
Так, например, в различных головоломках широко используется одна из популярнейших идей – составление целого из частей путем совмещения границ рисунка (т. е. различные варианты паззлов). Эта идея лежит в основе следующей развивающей игры.
«Разноцветные лоскутки»
Программное содержание
Сенсорное воспитание. Моторное развитие.
Цель
Работа с основными и смешанными цветами, учиться сравнивать цвета, его оттенки, подбирать границы рисунка, развивать мелкую моторику, концентрацию, произвольное внимание, зрительную память.
Материал
Набор карт (листов) с шестью узорами на каждом и с незакрашенными участками в центре каждого узора в форме многоугольника. Комплект «лоскутков», идеально подходящих к незакрашенному участку каждого узора.
Узоры не повторяются, они разной цветовой гаммы и различной сложности рисунка (крупный и мелкий рисунок, имеющий и не имеющий четкое направление, контрастная и схожая цветовая гамма и пр. особенности). Такое разнообразие и создает различную степень сложности в подборе лоскутков к каждому конкретному узору.
1. Самый простой вариант – узоры с четко заданным, единственно возможным направлением рисунка.
2. Немногим более сложные для подбора узоры, но имеющие четко выраженные горизонтальные или вертикальные полосы.
3. Узоры с мелкими геометрическими фигурами, подбор которых облегчается имеющимся и вертикальным, и горизонтальным направлением рисунка.
4. Тематические, визуально легко воспринимаемые и узнаваемые узоры, но не имеющие определенного направления рисунка.
5. Узоры, сложность подбора которых состоит в их очень сходной цветовой гамме и схожем рисунке.
6. Сложные, абстрактные узоры с множественными мелкими деталями, не имеющие выраженного направления рисунка. Такие узоры, как правило, подбираются путем многократных попыток, поворотов лоскутка и проверки совпадения границ по всем лучам многоугольника.
Как работать с материалом
Ребенок берет одну или несколько карт и подбирает к каждому узору подходящий («свой») лоскуток, поворачивая его относительно центра и совмещая границы рисунка.
Варианты работы
Сложность заданий может быть разная:
1) просто опознать, выбрать из общего количества свой, недостающий лоскуток к каждому узору;
2) подобрать и правильно разместить многоугольник на поле, верно совместив границы узора;
3) попробовать правильно поместить лоскуток сразу, с одной попытки, без вращения и подбора методом проб;
4) подбирать лоскутки к узорам на листе в свободном порядке или строго по порядку расположения узоров на поле (горизонтально слева направо/справа налево; вертикально столбцами и пр., а также другие варианты сложности.
Возможны игровые варианты в парах, минигруппах, с педагогом или без него, когда участники дают друг другу различные задания по поиску и подбору пары «поле/лоскуток» (указывают на какое-либо поле и просят подобрать правильный лоскуток; выбирают лоскуток и спрашивают чей, у кого на поле он должен быть; проверка заполненных карт друг у друга и прочие варианты заданий).
Важно!
Дети, приходящие в наш Центр, в большинстве своем имеют серьезнейшие патологии развития, существенные ограничения движения и жизнедеятельности. Поэтому в работе с детьми мы не используем соревновательный принцип, не даем задания на время и скорость выполнения, не сравниваем их достижения друг с другом.
В других же условиях (например, в кругу семьи или друзей) эта игра может разнообразиться еще и соревновательными моментами (кто первый подберет правильно все лоскутки к своей карте; кто подберет все лоскутки ко всем картам за самое короткое время и т. п.)
Контроль над ошибками
Визуальный – проверка правильности совмещения границ узора. Самим ребенком, с помощью или без помощи педагога.
«Цветные резиночки»
Назначение игры
Развитие моторики, концентрации, внимания, памяти.
Цель игры
Надевать на пальцы рук цветные резиночки так, как показано на карточках с заданиями.
Материалы
Карты с заданиями, разноцветные резиночки для волос.
Пособие изготовлено на основе идеи игры RING L«DING» (автор Хаим Шафир). Эта игра хорошо известна и пользуется заслуженной популярностью у игроков разного возраста.
Но для того, чтобы в нее имели возможность играть и дети, посещающие наш реабилитационный центр, нам пришлось адаптировать её к особым нуждам детей с заболеваниями ЦНС, опорно-двигательного аппарата.
Сначала из множества разнообразных резиночек, имеющихся в продаже, были выбраны не очень тугие, широкие и эластичные резиночки, чтобы они были посильны и комфортны для использования детьми со спастикой кистей рук. Количество цветов не ограничивали только шестью, как в оригинальной игре, поскольку цели мы преследуем несколько иные.
Затем распечатали карточки с ладошками и раскрасили их вручную цветами, соответствующими купленным резиночкам. Наклеили на тонкий картон, завершив обратную сторону получившихся карт тематической «рубашкой». Заламинировали скотчем.
Оформили коробку для хранения игры, использовав цветную печать, клей и скотч.
Варианты игры
Индивидуальная работа
Карточки выкладываются стопкой рубашкой вверх. Ребенок берет карту и помещает её таким образом, чтобы он мог ее хорошо видеть. Необходимо подобрать резиночки нужного цвета и надеть их на пальцы так, как показано на карте. Результат сверяется с картой, если задание выполнено правильно, игрок забирает карту себе.
После каждого выполненного задания резиночки снимаются с пальцев и снова складываются в коробку. Потом берется следующая карта и выполняется новое задание. Рука, на которую надеваются резинки, может меняться для развития моторики обеих рук.
Игра вслепую
Карта с заданием открывается только на несколько секунд (в нашей практике – 5 – 6 сек.). После чего переворачивается рубашкой кверху, и ребенок по памяти выполняет задание. Результат сверяется с карточкой и работа продолжается.
Игры в паре или минигруппе
1. Одна выбранная карта помещается таким образом, чтобы каждый игрок мог ее хорошо видеть. Как только карта открыта и выложена возле колоды, игроки подбирают резиночки нужного цвета и надевают их на пальцы так, как показано на карте. Когда с заданием справился последний из игроков, результат еще раз сверяется с картой.
2. Каждый из игроков берет себе по одной карте и выполняет задание. После того, как справились все участники, результат проверяется друг у друга или совместно поочередно у каждого игрока.
3. Один из детей (или педагог) выбирает из колоды и открывает на несколько секунд карту. Остальные участники должны постараться воспроизвести правильный порядок резиночек на пальцах по памяти. Результаты сверяются с картой.
4. Зеркальное отображение. Один из игроков выбирает карту и надевает в соответствии с ней резиночки. Второй игрок должен воспроизвести аналогичный порядок, но на другой руке, т. е. в зеркальном отображении. Затем роли меняются.
5. Из колоды выбираются и раскладываются в ряд изображением вверх несколько карт (напр., для начала 5 – 6 шт.). Один из детей мысленно выбирает одну из карт и воспроизводит на руке изображенный на ней порядок резиночек. Второй играющий должен угадать и выбрать карту, которой руководствовался загадывающий. Затем роли меняются. Понятно, что чем больше карт в игре, тем задание сложнее. При определенном навыке можно использовать сразу всю колоду. В этом случае загадывающий выбирает одну карту, запоминает, прячет ее в колоду, надевает резиночки по памяти, а отгадывающий перелистывает всю колоду, пока не найдет нужную, по его мнению, карту.
При любом варианте игры после каждого раунда все резиночки снимаются с пальцев и снова складываются в коробку или в центр игрового поля.
Важно!
По уже указанным выше причинам, в нашем варианте игры не предусмотрено использование звонка или хронометра, как в оригинале. Наша цель – развивать подвижность и ловкость пальчиков воспитанников в доступном и комфортном для них темпе, тренировать концентрацию и память, умение понимать и соблюдать последовательность действий, а не участвовать в соревнованиях на скорость!
Все представленные в блоге игры и пособия изготовлены вручную, в одном экземпляре. Не подлежат продаже и не преследуют цели получения коммерческой выгоды каким-либо иным способом.
Малыгина Елена Павловна,
педагог дополнительного образования Государственного казенного учреждения Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти