Приложение МААМ

Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ (13 фото)

Елена Малыгина
Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Ко Дню головоломок на МААМ. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ

Головоломки – один из известнейших и популярнейших видов досуга, придуманных для развития, обучения и просто веселого времяпрепровождения. Они разнообразны по содержанию, задачам, целевой аудитории и многим другим характеристикам, но всегда неизменно пользуются заслуженной любовью у детей и взрослых!

Публикация «Ко Дню головоломок на МAAM, Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Дети, посещающие наш реабилитационный центр, тоже очень любят различные виды головоломок, и мы стараемся предоставить им наибольшие возможности для такого вида деятельности.

Нередко мы используем популярные и хорошо зарекомендовавшие себя идеи для разработки и изготовления новых игр и пособий, адаптируем их к работе с детьми с особыми нуждами, чтобы получить наибольший развивающий эффект.

Так, например, в различных головоломках широко используется одна из популярнейших идей – составление целого из частей путем совмещения границ рисунка (т. е. различные варианты паззлов). Эта идея лежит в основе следующей развивающей игры.

«Разноцветные лоскутки»

Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ

Программное содержание

Сенсорное воспитание. Моторное развитие.

Цель

Работа с основными и смешанными цветами, учиться сравнивать цвета, его оттенки, подбирать границы рисунка, развивать мелкую моторику, концентрацию, произвольное внимание, зрительную память.

Материал

Набор карт (листов) с шестью узорами на каждом и с незакрашенными участками в центре каждого узора в форме многоугольника. Комплект «лоскутков», идеально подходящих к незакрашенному участку каждого узора.

Фото №1 Ко Дню головоломок на МААМ Фото №2 Творческое использование и

Узоры не повторяются, они разной цветовой гаммы и различной сложности рисунка (крупный и мелкий рисунок, имеющий и не имеющий четкое направление, контрастная и схожая цветовая гамма и пр. особенности). Такое разнообразие и создает различную степень сложности в подборе лоскутков к каждому конкретному узору.

1. Самый простой вариант – узоры с четко заданным, единственно возможным направлением рисунка.

Фото №3 Развитие ребенка

2. Немногим более сложные для подбора узоры, но имеющие четко выраженные горизонтальные или вертикальные полосы.

Фото №4 Материалы для педагогов развитие популярных идей и их

3. Узоры с мелкими геометрическими фигурами, подбор которых облегчается имеющимся и вертикальным, и горизонтальным направлением рисунка.

Фото №5 Адаптация детей

4. Тематические, визуально легко воспринимаемые и узнаваемые узоры, но не имеющие определенного направления рисунка.

Фото №6 Адаптационный период в детском саду Работа с Особыми детьми

5. Узоры, сложность подбора которых состоит в их очень сходной цветовой гамме и схожем рисунке.

Фото №7 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Развитие ребенка

6. Сложные, абстрактные узоры с множественными мелкими деталями, не имеющие выраженного направления рисунка. Такие узоры, как правило, подбираются путем многократных попыток, поворотов лоскутка и проверки совпадения границ по всем лучам многоугольника.

Фото №8 Нередко мы используем популярные и хорошо зарекомендовавшие себя идеи для разработки и изготовления новых игр и пособий адаптируем их к работе с детьми Фото №9 Работа с Особыми детьми

Как работать с материалом

Ребенок берет одну или несколько карт и подбирает к каждому узору подходящий («свой») лоскуток, поворачивая его относительно центра и совмещая границы рисунка.

Варианты работы

Сложность заданий может быть разная:

1) просто опознать, выбрать из общего количества свой, недостающий лоскуток к каждому узору;

2) подобрать и правильно разместить многоугольник на поле, верно совместив границы узора;

3) попробовать правильно поместить лоскуток сразу, с одной попытки, без вращения и подбора методом проб;

4) подбирать лоскутки к узорам на листе в свободном порядке или строго по порядку расположения узоров на поле (горизонтально слева направо/справа налево; вертикально столбцами и пр., а также другие варианты сложности.

Возможны игровые варианты в парах, минигруппах, с педагогом или без него, когда участники дают друг другу различные задания по поиску и подбору пары «поле/лоскуток» (указывают на какое-либо поле и просят подобрать правильный лоскуток; выбирают лоскуток и спрашивают чей, у кого на поле он должен быть; проверка заполненных карт друг у друга и прочие варианты заданий).

Важно!

Дети, приходящие в наш Центр, в большинстве своем имеют серьезнейшие патологии развития, существенные ограничения движения и жизнедеятельности. Поэтому в работе с детьми мы не используем соревновательный принцип, не даем задания на время и скорость выполнения, не сравниваем их достижения друг с другом.

В других же условиях (например, в кругу семьи или друзей) эта игра может разнообразиться еще и соревновательными моментами (кто первый подберет правильно все лоскутки к своей карте; кто подберет все лоскутки ко всем картам за самое короткое время и т. п.)

Контроль над ошибками

Визуальный – проверка правильности совмещения границ узора. Самим ребенком, с помощью или без помощи педагога.

«Цветные резиночки»

Назначение игры

Развитие моторики, концентрации, внимания, памяти.

Цель игры

Надевать на пальцы рук цветные резиночки так, как показано на карточках с заданиями.

Материалы

Карты с заданиями, разноцветные резиночки для волос.

Пособие изготовлено на основе идеи игры RING L«DING» (автор Хаим Шафир). Эта игра хорошо известна и пользуется заслуженной популярностью у игроков разного возраста.

Но для того, чтобы в нее имели возможность играть и дети, посещающие наш реабилитационный центр, нам пришлось адаптировать её к особым нуждам детей с заболеваниями ЦНС, опорно-двигательного аппарата.

Сначала из множества разнообразных резиночек, имеющихся в продаже, были выбраны не очень тугие, широкие и эластичные резиночки, чтобы они были посильны и комфортны для использования детьми со спастикой кистей рук. Количество цветов не ограничивали только шестью, как в оригинальной игре, поскольку цели мы преследуем несколько иные.

Фото №10 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ с особыми нуждами чтобы получить наибольший развивающий эффект

Затем распечатали карточки с ладошками и раскрасили их вручную цветами, соответствующими купленным резиночкам. Наклеили на тонкий картон, завершив обратную сторону получившихся карт тематической «рубашкой». Заламинировали скотчем.

Фото №11 Так например в различных головоломках широко используется одна из популярнейших идей составление целого из частей путем совмещения границ рисунка т

Оформили коробку для хранения игры, использовав цветную печать, клей и скотч.

Фото №12 различные варианты паззлов

Варианты игры

Индивидуальная работа

Карточки выкладываются стопкой рубашкой вверх. Ребенок берет карту и помещает её таким образом, чтобы он мог ее хорошо видеть. Необходимо подобрать резиночки нужного цвета и надеть их на пальцы так, как показано на карте. Результат сверяется с картой, если задание выполнено правильно, игрок забирает карту себе.

После каждого выполненного задания резиночки снимаются с пальцев и снова складываются в коробку. Потом берется следующая карта и выполняется новое задание. Рука, на которую надеваются резинки, может меняться для развития моторики обеих рук.

Игра вслепую

Карта с заданием открывается только на несколько секунд (в нашей практике – 5 – 6 сек.). После чего переворачивается рубашкой кверху, и ребенок по памяти выполняет задание. Результат сверяется с карточкой и работа продолжается.

Игры в паре или минигруппе

1. Одна выбранная карта помещается таким образом, чтобы каждый игрок мог ее хорошо видеть. Как только карта открыта и выложена возле колоды, игроки подбирают резиночки нужного цвета и надевают их на пальцы так, как показано на карте. Когда с заданием справился последний из игроков, результат еще раз сверяется с картой.

2. Каждый из игроков берет себе по одной карте и выполняет задание. После того, как справились все участники, результат проверяется друг у друга или совместно поочередно у каждого игрока.

3. Один из детей (или педагог) выбирает из колоды и открывает на несколько секунд карту. Остальные участники должны постараться воспроизвести правильный порядок резиночек на пальцах по памяти. Результаты сверяются с картой.

4. Зеркальное отображение. Один из игроков выбирает карту и надевает в соответствии с ней резиночки. Второй игрок должен воспроизвести аналогичный порядок, но на другой руке, т. е. в зеркальном отображении. Затем роли меняются.

5. Из колоды выбираются и раскладываются в ряд изображением вверх несколько карт (напр., для начала 5 – 6 шт.). Один из детей мысленно выбирает одну из карт и воспроизводит на руке изображенный на ней порядок резиночек. Второй играющий должен угадать и выбрать карту, которой руководствовался загадывающий. Затем роли меняются. Понятно, что чем больше карт в игре, тем задание сложнее. При определенном навыке можно использовать сразу всю колоду. В этом случае загадывающий выбирает одну карту, запоминает, прячет ее в колоду, надевает резиночки по памяти, а отгадывающий перелистывает всю колоду, пока не найдет нужную, по его мнению, карту.

При любом варианте игры после каждого раунда все резиночки снимаются с пальцев и снова складываются в коробку или в центр игрового поля.

Важно!

По уже указанным выше причинам, в нашем варианте игры не предусмотрено использование звонка или хронометра, как в оригинале. Наша цель – развивать подвижность и ловкость пальчиков воспитанников в доступном и комфортном для них темпе, тренировать концентрацию и память, умение понимать и соблюдать последовательность действий, а не участвовать в соревнованиях на скорость!

Все представленные в блоге игры и пособия изготовлены вручную, в одном экземпляре. Не подлежат продаже и не преследуют цели получения коммерческой выгоды каким-либо иным способом.

Малыгина Елена Павловна,

педагог дополнительного образования Государственного казенного учреждения Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Использование макетов в работе с детьми»Фоторепортаж «Использование макетов в работе с детьми» «Использование макетов в работе с детьми». Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного.

«Использование спортивных тренажеров в работе с детьми»«Использование спортивных тренажеров в работе с детьми» «Использование спортивных тренажеров в работе с детьми» Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье.

Использование песка в работе с детьмиИспользование песка в работе с детьми Песочная терапия. Игра с песком самое древнее занятие человека. Ведь даже для того, чтобы рисовать рисунки на скалах, нужны были подручные.

Использование су-джока в работе с детьми Использование су – джока в работе с детьми. Актуальной задачей в развитии дошкольного образования является повышение эффективности процесса.

Использование в работе с детьми техники «Изонить» Использование в работе с детьми техники изонить. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное.

Конспект занятия в хоровом классе в ДМШ «Творческое музицирование в работе с начинающими» с детьми дошкольного отделения Цель: Помочь детям младшего возраста с помощью творческого музицирования войти в мир музыки, ощутить и пережить ее чувственно. Воспитать.

Консультация для родителей «Использование головоломок-пазлов в детском саду» Пазл, складная картинка, мозаика (англ. jigsaw puzzle) — игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов.

Использование изотерапии в работе с детьми Кружковая работа. «Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Опыт первых отношений со сверстниками является.

Мандала: значение, использование в работе с детьмиМандала: значение, использование в работе с детьми В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует.

Использование пескотерапии в работе с детьми с ОВЗ - Мама, если я возьму уголек, у меня получиться цветок? - Нет, ты только испачкаешься или обожжешься. (Из разговора мамы с сыном во время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 12 августа 2019 в 15:48
+149Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Малыгина (УИ 1430243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД