Сахарова Наталья
Конспект занятия «Знакомство с гжельским промыслом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с гжельским промыслом»
Цель: Приобщение детей истокам народно прикладного искусства. Познакомить с историей промысла, особенностями гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с гжельским промыслом“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к русским традициям. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам своего дела.
Прививать интерес к рисованию. Воспитывать желание украшать предметы быта гжельской росписью.
Образовательные задачи: Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; Учить выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубой рисунок.
Развивающие задачи:
Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству. правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом; Развивать художественный вкус, чувство цвета, умение передавать характерные сочетания цветов; Развивать моторику рук
Предварительная работа: беседа, рисование, рассматривание изделий других народных промыслов (хохлома, гжель, слушание народных мелодий, чтение стихов о гжеле, рассматривание иллюстраций с гжельской росписью.
Материалы и оборудование
1. Посуда, раскрашенная гжельской росписью.
2. Образцы элементов гжельской росписи.
3. Трафареты посуды, вырезанные из бумаги и затонированные.
4. Акварельные краски.
5. Кисточки для рисования №2 и №3.
6. Стаканчики для воды, салфетки.
Используемые педагогические технологии: коллективного творческого воспитания, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, технология воспитания на основе системного подхода, здоровьесберегающая, технология современного и проектного обучения.
Методы:
1. Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение).
2. Наглядные методы (демонстрация, показ, действия и практические методы (показ способа действия, алгоритмарешения, практикум, упражнения)
3. Методы контроля и самоконтроля
4. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания)
5. Практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения, тренинг и др.)
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рада, вас видеть я!
Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А, о каком, вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Воспитатель: Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!
Вводная часть
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, когда послушайте мой рассказ
Основная часть
«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от столицы Москвы стоит деревенька Гжель. Давным - давно жили там смелые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков.
Сами гжельцы любили говорить, что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Украшали свои изделия бордюрами различными, Цветами и капельками, полосками и сеточками.
Этот прием рисования получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями», живописный, или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.
С помощью мазка рисовали гжельские розы и волшебных птиц. Все гжельские узоры сами придумывали.
И вот собрались однажды гжельские мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Один слепил чайники. Удивительные чайники получились, с резными ручками, вытянутыми носиками, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, и придумал свой чайник в виде паровозика. Дым из трубы ручкой служит, а свисток паровозика – носиком.
Третий мастер подивился красоте такой, но лепить чайники не стал. Услыхал он сказку про кита, да сделал маслёнку. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками.
Добрый молодец на коне скачет, а за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками. Глаза рыбы, точно роза.
Закипела работа у мастера. Разными маслё нками удивил он свой народ: масленка «Бычок», «Заяц», «Емеля на печи», «Курочка ряба».
Четвертый мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у них стройные и высокие,
другие похожи на маленький бочонок, а иные широкие, затейливые
Лепили гжельские мастера причудливые и самовары, а также затейливые фигурки людей из их жизни.
Это работница взбивает в ступе масло.
Здесь женщины застыли при чаепитии.
А это – девушка с коромыслом и вёдрами. Называется «По воду»
А здесь – целый ансамбль музыкантов.
Не забывали и про детей. Для них изготавливали разные игрушки: петух с пышным хвостом, мышка норушка, гордый конь, да кошка-задира.
Разные зверушки
Милые кошечки
Слоник-дом
Хрюшка
Семейство сов
Осётр на блюде.
Ёмкость под крупу
Люди используют гжельскую роспись при обустройстве интерьера.
Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так, и, кажется, сейчас прокукарекает: «спать пора!»
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день, жив старинный городок Гжель. До 2002 года Гжель была центром Гжельского сельского округа.
Здесь же имеются дом культуры и библиотека, кафе «Гжель» и несколько магазинов, дом быта, амбулатория, центр сельского округа, памятник погибшим в годы ВОВ, отделение АО «Гжельское», детский сад и школа.
Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
-Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Физкультминутка
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Практическая работа
Далее воспитатель предлагает детям побывать в мастерской народных умельцев и поупражняться в прорисовке гжельских узоров.
Подведение итогов
По окончании работы отметить, что все хорошо потрудились, а самое главное, попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!