юлия фугина
Игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игры по развитию речи
1. ЛИСЬИ ПРЯТКИ
ЦЕЛИ:
1. Упражнять детей в употреблении предлога «за» (за дерево, за дом, за пень и т. д.).
2. Познакомить с предлогом «из-за».
3. Закреплять в речи детей слова – названия материалов, цветов, и т. д.
4. Закреплять понятия «один – много».
Методические приемы:
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала. (Лиса)
Воспитатель берёт лис разной величины, на столе устанавливается игрушечный лес из отдельных деревьев, избушка, пенёк, маленькие игрушечные лисята.
Публикация «Игры по развитию речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Худ. Слово:
Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Организуется игра: лисята прячутся за избушку, за деревья, за пень. Лиса ищет их. Воспитатель, закрепляя предлоги, обращается к детям:
- Куда спрячем этого лисенка? (За домик, за избушку, за пенёк).
После совместного выбора, кто и куда спрячет определенного по цвету лисёнка, задаё м вопросы:
- Куда Саша спрятал лисёнка рыжего? и т. д.
Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были активными.
2. ПЧЁЛКИ
ЦЕЛИ:
1. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука «Ж».
2. Учить действовать по словесному сигналу.
Методические приемы:
Худ. Слово:
Только вишня расцвела-
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мё д она: ЖУ-Жу!
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: медведь догоняет улетающих пчёлок только после звука «ж-ж-ж». Пчёлки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из «леса». Кто за кругом, того ловить нельзя.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: имитация летающих пчёл, звукоподражание, бег, ловля «насекомых».
Ход ИГРЫ:
Воспитатель предлагает детям поиграть.
- Помните, мы видели пчёлок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают). Пчёлки собирают мед на цветах. Мишка тоже любит мёд. Он подходит к домику – улью, где живут пчёлки, и хочет забрать оттуда их мёд. Пчёлки его не пускают, прогоняют, а он их ловит. Но пчёлки быстро улетают от него. Я буду пчёлка – мама. Вы будите пчёлки – дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три; медведем будешь ты».
На водящего надевают шапочку – маску. Медведь становится в сторонке.
Слова пчёлки – мамы: Полетели пчёлки собирать мёд с цветочков.
Мишка – медведь идет, мёд у пчёлок унесёт,
Пчёлки, домой!
Пчёлки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками, и жужжат). Потом пчёлки летят в улей (в угол комнаты). Медведь направляется туда же.
Слова пчёлок – детей: Этот улей – домик наш,
Уходи, медведь, от нас!
Ж – ж – ж – ж – ж!
Пчёлки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него.
Медведь старается их поймать.
Дети – пчёлки убегают за круг, очерченный на полу.
Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь.
Окончание игры подведение итогов : Молодцы, все были активными пчелами, все справились.
3. КУРИНОЕ СЕМЕЙСТВО
ЦЕЛИ:
Активизировать в речи детей предлоги впереди, сзади, за, между.
Продолжить знакомство с петушком, курочкой и цыплятами, их повадками.
Методические приемы:
Худ. Слово:
Ищут зёрнышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздаё тся: КО-КО-КО!
Ход ИГРЫ:
Воспитатель рассказывает детям: «Жили – были петушок и курочка. У них было много желтых, пушистых цыплят. Кричит курочка: «ко – ко – ко, идите ко мне цыплятки». Прибежали цыплятки, встали вокруг курочки».
Воспитатель просит Серё жу:
- Поставь цыплят вокруг курочки.
Игра продолжается:
- Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где высокая трава, там много червяков, мошек».
- Вова, поставь цыплят между курочкой и петушком. Это куриное семейство пошло на лужок. Курочка идёт впереди, цыплята за ней, друг за другом, петушок – сзади.
На зелёном лугу (вырезать из бумаги) цыплята разбежались. Один ищет червячка, другой побежал за бабочкой, кто – то спрятался за пенёк. А этот притаился, ловит букашек (сделать бабочку, пенёк, червячка, букашек).
- что делают цыплята на лугу? – спрашивает воспитатель.
Дети отвечают.
Окончание игры подведение итогов : молодцы все справились, были активными.
4. ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ
ЦЕЛИ:
1. Учить звукоподражанию персонажей сказки.
2. Развивать умение отгадывать животных по их внешнему виду, голосу. Развивать речь детей.
3. Воспитывать внимание.
МАТЕРИАЛ: маски или баночки птиц и людей. Птицы: курочка, цыплёнок, петушок. Дедушка, бабушка (игрушки можно взять из театра БИ – БА - БО).
Методические приемы:
Зазывалка: Кто будет играть
В интересную игру?
А в какую - не скажу!
А потом не примем,
За уши поднимем,
Уши будут красные,
До того прекрасные.
Тай, тай, налетай,
В интересную игру!
Кто опоздает -
в небо улетает.
ХОД ИГРЫ : Приходит в гости к детям Петрушка. Он очень любит читать сказки. Но вот забыл, что говорят в этих сказках персонажи. Просит ребят ему помочь. Показывает дедушку, бабушку и курочку.
Воспитатель спрашивает у детей, с кем пришёл Петрушка. Ребята называют.
- Из какой сказки эти персонажи? (Если дети затрудняются, воспитатель говорит слова персонажей). Потом вместе с детьми повторяет эти слова. Можно обыграть с детьми сценку из сказки.
Петрушка хвалит ребят и показывает цыплёнка и петушка. Воспитатель показывает отрывок из сказки К. Чуковского «Цыплёнок», потом спрашивает детей:
- Из какой сказки? (Если затрудняются, читает ещё отрывок).
Ребята показывают отрывок из сказки «Петрушка». Он благодарит их и прощается. Обещает ещё прийти в гости, потому – что ему очень понравилось, как ребята показали сказку.
Окончание игры подведение итогов : молодцы, все справились, все угадали из какой сказки.
5. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
ЦЕЛИ:
1. Продолжать знакомить детей с дикими животными, их внешним видом, жизнью.
2. Учить детей вспоминать, где они знакомились с животными – персонажами сказок.
3. Учить умению подражать голосу и повадкам.
4. Активизировать речь детей.
(«Отгадай, кто спрятался в мешочке?» – мышка, лягушка, медведь, кабан).
Методические приемы:
Загадка: Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Медведь приходит к детям в гости, несёт сказочный мешок и листок с загадками.
Воспитатель спрашивает, что принёс медведь. Мишка отвечает, что забыл, что у него в мешке, и просит детей помочь ему вспомнить. Он загадывает загадки о животных, дети отгадывают, а потом вместе с мишкой ищут в мешке это животное. Каждого зверя обыгрывают (словами из сказок «Рукавичка», «Теремок» или «Маша и медведь». Можно просто звукоподражанием или характерными движениями). Для помощи можно взять книги с этими сказками.
Эта игра помогает детям лучше понять и запомнить повадки животного.
Окончание игры, подведение итогов: молодцы ребята, всех животных угадали, все справились.
6. ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ
ЦЕЛИ:
1. Воспитывать своевременную реакцию на сигнал.
2. Учить имитации движений в сочетании со словами.
Методические приемы:
Зазывалка: Бегал по двору щенок
Видит пирога кусок,
Под крыльцо залез и съел,
Задремал и засопел.
А вот мы не будем спать,
Всем нам хочется играть.
Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Ход ИГРЫ:
Вышла курочка гулять, Лапками гребите,
Свежей травки пощипать. Зернышки ищите.
А за ней ребятки - Съели толстого жука,
Желтые цыплятки. Дождевого червяка.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Выпили водицы
Не ходите далеко. Полное корытце.
Воспитатель говорит слова и показывает движения, предлагает детям (цыплятам) побежать за нею, повторить движения: «пощипать травку», «погрести лапками», «попить водицы».
Дети показывают движения руками, ногами, запрокидывают голову назад.
Окончание игры, подведение итогов: Молодцы ребята, все справились, были активными.
7. ЛИСА И ЗАЙЦЫ
ЦЕЛИ:
1. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя, правильно передавать движения.
2. Показать детям, как бегает лиса, оглядывается на свой хвостик, побуждать детей к выполнению этих движений.
Методические приемы:
Зазывалка: Встало солнышко давно
Поиграть зовёт оно.
Вы ребятки в круг бегите,
И игру вы заводите.
Елочки зеленые в лесу густом стояли,
Маленькие зайчики под елочкой сидели.
Зайчики спят, сладко спят.
Выходите, зайчики, в лесочек погулять!
Будут наши зайчики прыгать и скакать!
Выходите, зайчики, в лесочек погулять,
Если лиса явится, спрячетесь опять.
Ты нас, лисонька, не пугай, не пугай!
Лучше с нами поиграй, поиграй!
Дети, изображающие зайчиков, спят в домиках (сидят на стульчиках). Крадется лиса. Все зайчики разбегаются, прячутся за стульчики. Затем они выбегают на полянку, жестом зовут лису.
Окончание игры, подведение итогов: Молодцы все справились, все слушали хорошо.
8. «ДАЙ КРОЛИКУ МОРКОВКУ»
(игра-забава)
ЦЕЛИ:
1. Развивать речь.
2. Развеселить, способствовать созданию хорошего, радостного настроения.
Методический прием:
Зазывалка: Стрелка, стрелка покружись
Всем ребяткам покажись.
Покажи нам поскорей,
Кто из нас тебе милее. Стоп!
ОПИСАНИЕ:
Дети сидят на скамейках, стульчиках или площадке. Одному их них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен отдать игрушечному кролику.
Ребенок становится на расстоянии трех метров от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:
Обычно ребенку не удается сразу точно выполнить задание, и его действия вызывают смех у остальных детей. Поэтому водящего в этой и подобной ей играх назначают по желанию.
Окончание игры, подведение итогов: Молодцы, все справились, были веселыми и активными.
9. «СМЕШНЫЕ МЫШКИ»
ЦЕЛИ:
1. Продолжаем знакомство с мышами
2. Учим детей звукоподражанию, согласованности действий со словами.
3. Воспитываем внимание.
Методический прием:
Зазывалка: Зайка-трусишка
По полю бежал.
В круг забегал
Играть созывал
Ход игры:
Вышли мышки как-то раз Мышки дернули за гири –
Посмотреть, который час. Вдруг раздался страшный звон!
Раз, два, три, четыре Убежали мышки вон!
Мышки выходят из своего дома, ходят по кругу на цыпочках, прислушиваются, а по окончании стихотворения убегают в свои норки.
Можно для звона применить свисток или бубенцы (для сигнала мышкам). Воспитатель хвалит детей за быстрое убегание в норки, хорошее подражание мышкам.
Окончание игры, подведение итогов: Молодцы, все были активными мышами.
10. Выпал беленький снежок
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Методический прием:
Зазывалка: Колокольчик, колокольчик
Как же звонко он поёт,
Просит нас быстрей собраться
В дружный хоровод.
Ход игры : Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем
Окончание игры, подведение итогов: Молодцы, все справились, были активными, ловкими.
11. Что лишнее?
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д., сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Методический прием:
Зазывалка: Тай, тай, налетай,
В интересную игру!
Всех принимаем
и не обижаем!
Ход игры : Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы : «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.
Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были активными.
12 Сделай снеговика
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Методический прием:
Зазывалка: Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько в круг бежать.
Ход игры : По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».
Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были активными, смелыми.
13 Украсим елку к празднику
Цель расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.
Методический прием:
Зазывалка: В лес дремучий я пойду
Зайку серого найду.
Принесу его домой
Будет этот зайка мой
Выходи скорее в круг
С зайкой проведем досуг.
Ход игры : Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).
Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были смелыми, ловкими, активными.
14 Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Методический прием:
Зазывалка: Барабан, барабан,
Ты зря не барабань.
Раз, два, три, четыре, пять -
Выводи ребят играть.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.
Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, были активными и смелыми.
15 Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Методический прием:
Зазывалка: На лужок пришли бельчата
Медвежата, барсучата – поиграть
На зеленый на лужок
Приходи и ты дружок!
Ход игры:
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Окончание игры, подведение итогов: молодцы, все справились, кукла Оля довольна.