Кучукова Анастасия Сергеевна
Консультация о работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
10 мифов о работе логопеда
1. «Логопед – это врач!». На самом деле, логопед – это педагог, который получает педагогическое образование. Он не может лечить нарушение, в его компетенциях – корректировать речевые нарушения. Логопед не может давать консультации по тем или иным препаратам, методам диагностики, даже если знает, для чего они нужны и когда применяются. Логопед может рекомендовать, при необходимости, посетить специалистов для уточнения диагноза и получения лечения: лора, невролога, психиатра.
Публикация «Консультация о работе логопеда» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
2. «Ребенок пойдет в сад – заговорит!». Вероятность примерно 1 из 10. К сожалению, если ребенок не начал говорить к двум годам простыми предложениями, вероятность того, что ребенок заговорит в саду низка. Да, ребенок попадает в благоприятную речевую среду, и его речевая активность может повыситься, однако, если ребенок не говорил до этого – высока вероятность наличия у ребенка речевого нарушения, поражения центрального или периферического речевого аппарата, что и привело к задержке появления речи. Благоприятный период для развития речи – до трех лет, поэтому логопеды рекомендуют обращаться за помощью уже в два года.
3. «Логопед только звуки ставит». В том числе, да! Однако, логопед занимается также запуском речи у неговорящих детей, коррекцией речи у плохоговорящих детей, активацией речи после инсультов и черепно-мозговых травм, коррекцией заикания, а также развитием внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
4. «Нам нужно только букву Р». Часто родители обращаются к логопеду с конкретным запросом, например, поставить звук [Р]. На первом занятии логопед всегда проводит диагностику речевого развития, и может быть так, что нарушен не только звук [Р], но и несколько других звуков, а также лексический, грамматический строй речи, фонематические процессы, эмоционально-волевая сфера. Конечно, логопед может работать только по запросу, однако лучше всегда прислушиваться к рекомендациям специалиста и работать во всех необходимых направлениях.
5. «Зачем ходить к логопеду, если все взрослые говорят нормально?». Ключевое слово – нормально. Действительно, некоторые нарушения могут скомпенсироваться, но большинство детей, не получивших в детстве логопедическую помощь, навсегда остаются с дефектами произношения звуков, заиканием, речевой неграмотностью, в том числе письменной. Конечно, во взрослом возрасте тоже можно обратиться за логопедической помощью и исправить речевые нарушения, однако сроки коррекции растут в геометрической прогрессии, ведь все благоприятные периоды давно пройдены, а дефектное произношение закрепилось уже очень прочно.
6. «Поставили звук – занятия закончены». К сожалению, нет. Чтобы ввести звук в речь, может понадобиться от двух недель до года. При выработке правильного произношения звука у ребенка вырабатывается новый условный рефлекс, ему необходимо автоматизировать этот навык. После того, как ребенок научился правильно произносить звук – его необходимо ввести в речь: для этого происходит процесс автоматизации звука сначала в слогах, затем в словах, далее в словосочетаниях, в предложениях, в текстах и в связной речи. Без прохождения всех этих этапов – поставленный звук может никогда не появиться в речь ребенка.
7. «Логопеды только с детьми играют». Конечно играем, ведь ведущая деятельность у детей дошкольного, и даже младшего школьного возраста – игровая! Но в игре мы можем решить множество коррекционных задач. Некоторые родители, решив, что ничего сложного в постановке звуков нет, занимаются этим сами, но потом все равно приходят к логопеду с искаженным вариантом произнесения звука. На самом деле, логопеду необходимо знать и детскую психологию, и нейропсихологию, и анатомию, чтобы помогать детям.
8. «Если пропустить одно занятие – ничего страшного не произойдет». Да, ничего действительно страшного не произойдет, но не до конца закрепленный навык, появившейся у ребенка с нарушением речи, очень быстро распадается, поэтому логопеды всегда объясняют важность систематичности занятий. Минимум занятий с логопедом – два в неделю, условно тогда можно закрепить навык и развить новый, когда остается одно занятие в неделю – можно только закрепить навык, чтобы не растерять его. Когда ребенок долго болеет или просто не посещает занятия, иногда нужно начинать сначала. Именно поэтому так важно не только посещать занятия регулярно, по расписанию, составленному специалистом, но и выполнять все рекомендации, в том числе домашние задания.
9. «Занятия у хорошего логопеда проходят смирно за столом». В идеальном мире – да. Но мы с вами знаем, что у детей с речевыми нарушениями часто имеются двигательная расторможенность, синдром дефицита внимания, быстрая утомляемость, плаксивость – это данность, с которой мы должны работать. Поэтому, часто мы можем чередовать занятия на полу и за столом, вводить активные паузы, физкультурные минутки, а иногда – давать ребенку небольшой перерыв между заданиями.
10. «Логопед должен заинтересовать ребенка». К большому сожалению, логопед – не аниматор, и развлекать ребенка не является его задачей. Логопед делает все возможное, чтобы занятия были как можно более интересными, разнообразными, однако мотивация ребенка – это задача родителей! Родитель лучше знает своего ребенка и проводит с ним гораздо больше времени, поэтому именно родители должны объяснять ребенку важность регулярного посещения занятий и правила поведения на занятиях.