Тамара Торопова
Звуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский говорил :
«… Что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.»
Публикация «Звуковая сторона слова в общеречевом развитии дошкольника» размещена в разделах
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов. Особая роль принадлежит взрослому. Звучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом ещё до появления его на свет, и это благотворно влияет на психическое благополучие малыша. Мозг малыша обладает врождённой повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Общение малыша с матерью не проходит бес следно. Он активно откликается а голос матери и других близких, осуществляющих уход за ним. К трём месяцам при появлении матери, услышав её голос малыш радостно возбуждается: начинает улыбаться, перебирать ножками, гулить. Это состояние психологи образно назвали «комплексом оживления». Итенсивно развитие речи начинается с трёх месяцев, с периода гуления. В присутствии взрослого малыш гулит, всем поведением привлекая к себе внимание, звучащая речь вытесняет все остальные впечатления.
В лепете возникают комплексы звуков, похожие на слова : мама, папа, дядя… Но это ещё не слова. Слово должно наполнено смыслом. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости и органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его психическое и физическое развитие. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – хронический тонзеллит, ринит, аденоиды и др. Они ослабляют организм, снижают его психическую активность.
Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании её в этот период играет чёткая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребёнка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (это те слова, которые ребёнок ещё не произносит, но соотносит к предметом, показывает его при назывании). Постепенно у ребёнка развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Обычно к году словарь возрастает до 9 -12 слов и более. К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простая фраза из 2- 3 слов, постепенно они усложняются. К трём годам активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется, улучшается произношение. При нормальном развитии ребёнка к 5 -6 годам у ребёнка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К 7 годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.