Мария Колмогорова
«Звук [У] и буква У». Конспект логопедического занятия в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква У.
1 класс
Цель: знакомство со звуком и образом буквы А.
Задачи:
1. Развивать звуко-буквенного анализа слов.
2. Активизировать лексический запас.
3. Развивать фонематический слух, фонематическое представление.
4. Учить употреблять предлог у.
5. Учить образовывать родительный падеж множественного числа существительных со звуком [у]
Публикация «„Звук [У] и буква У“, Конспект логопедического занятия в 1 классе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
6. Учить образовывать прилагательные со звуком [у] в начале слова и под ударением в середине слова.
Оборудование: схемы слов, фишки, су-ждок, картинка Звуковичка, карточки-мазайки, обозначение гласного звука У, элементы печатных и письменных букв У, карточки с картинками, рабочие тетради.
Ход занятия
I. Организационный момент
- К нам пришел в гости Звуковичок и принес в мешочке звук, но какой он не скажет. Но нам поможет загадка. Если вы ее отгадаете, то узнаете, что за звук к вам пришел.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочек,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка)
Какой первый звук в слове удочка (У)
Выкладываем схему слова. У___ (Звук в начале слова).
- Как вы думаете, какой звук нам принес Звуковичок? (У)
II. Основная часть.
• Фонетическая гимнастика.
- Мы с вами забрели в лес. И вдруг услышали как воет волк. Уууу.
• Фонематическое восприятие
- У вас карточки-сигналы и рабочее поле. Я буду называть звуки, как только вы услышите звук [А], выкладываете карточку.
Задание: А, П, Т, О, У, А, К, Э, А, У, К, У, Ы, А, У (хлопать);
ТО, УМ, ВЫ, УП, АВ, УГ, АН, КУ;
ДОМ, УТКА, КОТ, УЛЕЙ, АИСТ, ЖУК, СНЕГ, УТЮГ, КАПЛЯ, КУРИЦА, ЕГОР, ЛУЖА, ЛЕС, ВНИЗУ, АПЕЛЬСИН, ПАУК, УТЕНОК, ПАРУС. (выкладывать)
- Теперь из карточек-фишек выложите печатную букву У.
• Конструирование буквы
- Буква может быть печатная и письменная. Вы выложили печатную. Из каких элементов состоит строчная буква у, заглавная буква У. Выложите из элементов письменную строчную букву у.
• Звуковой анализ
- У вас на карточки-схемы. Выложите схему слов: утка, утро, ужин.
- Определите, сколько слогов в этих словах. (2). Поставим ударение в словах.
Выкладывают у доски и за партами.
- Выложите схему слов: лежу, хожу, бегу. Определите, сколько слогов в этих словах. (2). Поставим ударение в словах.
- Выложите схему слов: сук, лужа, тумбочка. - Определите, сколько слогов в этих словах. (1, 2,3). Поставим ударение в словах.
- Самостоятельная работа. Каждый самостоятельно по картинке выкладывает схему, затем логопед проверяет правильность выполнения. (Карточки с картинками, где звук У в начале, конце и середине слова).
• Развивающая физминутка
Дети ходят по кругу, а логопед называет слова, как только они услышат слово, которое начинается на У, дети останавливаются, где звук У в конце приседают.
Слова: утка, лето, сено, утро, свет, ужин; лежу, дверь, мечта, хожу, снег, бегу.
• Лексико-грамматические игры и упражнения
- Практическое употребление предлога у. Кто у кого?
Лосенок у лося,
котенок у. ,
утенок у. ,
китенок у. ,
олененок у. ,
ягненок у. ,
лягушонок у. ,
кукушонок у. ,
цыпленок у.
- Игра «Скажи по-другому» : рядом с домом (с магазином, со школой, с садом, со столом, со стулом, с доской) и т. д. Ответ: у дома, у магазина и т. д.
- Родительный падеж множественного числа существительных со звуком [у] : (утки - уток., улитки – улиток, мухи – мух, гуси – гусей, лук - лука)
- Образование прилагательных. Игра «Скажи одним словом» :
человек, у которого много ума, - умный
зарядка, которую делают утром, - утренняя
улица, на которой шумно, - шумная
фонарь, который висит на улице, - уличный
человек, который грустит, - грустный
день, который прошел удачно, - удачный
• Пальчиковая гимнастика (Су-джок)
Дети под стихотворение выполняют движение, используя су-джок.
Ух, ух, ух! Лесорубы рубят дуб.
Ух, ух, ух! Машет крыльями петух.
• Работа в тетрадях
- Упражнение «Найди букву»
- Упражнение «Допиши букву»
-Упражнение «Раскрась бусинки с буквой У». (Закрашиваются только те бусинки на которых изображена буква У).
- Упражнение «Соедини букву с картинкой»
III. Заключительная часть
- Какой звук мы произносили сегодня чаще всего? (У).