Екатерина Ветчинина
Конспект НОД «Звук [Л] и буква [Л, л. ]» по подготовке к обучению грамоте в подготовительной коррекционной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте в подготовительной коррекционной группе
на тему: «Звук и буква Лл.»
Подготовила и провела :учитель-логопед
I квалификационной категории
Ветчинина Екатерина Вячеславна
р. п. Башмаково 2023г.
Звук и буква Лл.
Публикация «Конспект НОД „Звук [Л] и буква [Л, л, ]“ по подготовке к обучению грамоте в подготовительной коррекционной группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Закрепление навыка правильного произношения звуков [Л], [Л’]. Знакомство с буквой Л.
Коррекционно-образовательные задачи. Ознакомление с буквой Лл и звукам [л], [л’].
Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки).
Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, звуковые схемы, материалы для звукового анализа, предметные картинки
Литература: НищеваН. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа»; «Мой букварь»
Ход занятия
1. Организационный момент. Вызвать положительные эмоции.
Педагог встречает детей, организует приветствие с ними. Дети выбирают смайлик-приветствие по своему настроению.
2. Упражнение «Подбери схему». Развитие навыков звукового анализа (подбор готовых схем к названиям картинок).
Перед каждым ребенком лежит предметная картинка. На магнитной доске находятся звуковые схемы.
- Посмотрите на картинки. Назовите их.
Лапа, Лампа, Лук, Лист, Лимон, Лак, Лиса, Ложка
- Хорошо. Теперь рассмотрите звуковые схемы на доске и поставьте свою картинку под нужную схему.
Дети выполняют задание. Педагог оказывает им необходимую помощь. Дети возвращаются на свои места.
- Молодцы! Это было сложное задание. А какой общий согласный звук есть во всех этих словах?
- Звук [л].
- Об этом звуке, звуке [л’] и букве, которая их обозначает, мы и поговорим сегодня, почитаем и поиграем.
3. Характеристика звука
- звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.
- Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"].
- Что мы можем сказать о звуке [Л"]?
- Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.
4. Развитие фонематического слуха.
- Сейчас я буду называть слова со звуками [л] - [л’], а вы если услышите звук л поднимите синий звуковой сигнал, звук ль - зелёный звуковой сигнал.
Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.
5. Пальчиковая гимнастика (с использованием су-джок терапии) Развитие мелкой моторики.
(колечко одевается на каждый пальчик произнося слоги)
Ал-ол-ул-ыл-эл Ла-ло-лу-лы-лэ
Ел-ёл-ил-юл-ял Ле-лё-ли-лю-ля
6. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Лл. Cовершенствование навыка чтения. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.
- Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части правой страницы слева вы видите букву Лл. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?
- Значит, буква Лл обозначает твердый звук [л] и мягкий звук [л’].
- Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.
- Звуки [л] и [л’] — звонкие.
- Верно. Звуки [л] и [л’] — согласные, звонкие. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.
Лук Лариса поливала,
Поскользнулась и упала.
- Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Лл.
Дети выполняют задание.
- Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Найдите двух животных со звуком [л’] в названиях и трех — со звуком [л]. Перечислите их.
- В названиях лиса и олень есть звук [л’]. В названиях лось, волк и белка есть звук [л].
- Давайте определим место звука [л’] в словах лиса и олень.
- Теперь определите место звука [л] в словах лось, волк, белка.
Педагог по очереди произносит слова, дети фишкой отмечают место звука [л] на светофорчике. Затем педагог убирает светофорчики и фишки.
- А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
Педагог оценивает работу детей, предлагает им закрыть буквари и убирает их.
7. «Печатание» буквы Лл в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков, навыков ориентировки в тетради.
- Откройте тетради на с. 21. Что вы видите в верхней части страницы?
- Лимон, лопату и букву Лл.
- Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Лл, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.
- Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Л. Посмотрите, как я пишу букву Л на доске. Сначала я пишу одну палочку снизу вверх слева направо. Потом я пишу другую палочку сверху вниз слева направа. «Напишите» так же букву Л в воздухе.
- Теперь можете написать буквы в тетради.
Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы л. Дети пишут 4 маленьких буквы.
- Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке.
- Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Предложение вы будете писать дома.
8. Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» Развивать координацию речи с движением
Вместе с детьми имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками.
Ветер дует нам в лицо
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (присесть)
Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)
9. Упражнение «Закрась квадрат». Развитие фонематических представлений (определение места звука [л] в словах).
-Что нарисовано в верхней части страницы?
- Лодка, стол, колобок.
- Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [л] в названии картинки.
10. Упражнение «Составь схему предложения». Совершенствование навыка составлять схему предложения.
Педагог помещает на мольберт картинку с изображением Лунтика и Кузи. Дети составляют предложения и схемы к ним. Один ребенок работает у доски.
8. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Дети выбирают смайлик-эмоцию: улыбающегося – если все удалось не возникло трудностей или грустного- если возникли трудности.