Морозкина Светлана
Открытое интегрированное занятие в старшей группе «Золотая волшебница осень»
▼ Скачать
Программное содержание: закреплять умение детей рисовать лиственные деревья осенью, передавать их характерные особенности (береза, дуб, ива, осина); побуждать детей выражать словесно свои впечатления от произведений художника-пейзажиста И. Левитана «Золотая осень»; развивать навыки владения кистью, красками, нетрадиционными материалами (стружка, цветные салфетки). Нацеливать детей на создание выразительных образов; передавать в работах свои чувства и эмоции, уметь описывать изображение деревьев.
Публикация «Открытое интегрированное занятие в старшей группе „Золотая волшебница осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Здоровьесберегающие задачи: создать положительный эмоциональный настрой, следить за сменой видов деятельности для активизации внимания.
Словарная работа: художник-пейзажист, репродукции, палитра, наброски.
Предварительная работа: рассматривание деревьев на картинах серии «Природа», на участке детского сада, знакомство с репродукциями картин русских художников-пейзажистов: И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева; разучивание стихотворений И. Токмаковой о деревьях.
Материал и оборудование: тонированная бумага, гуашь, кисти, банки с водой, бумажные салфетки, стружки деревянные, клей ПВА; репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Подготовка воспитателя: конспект занятия, костюм осени, корзина, краски, кисть, палитра, аудиозапись.
Организация занятия : групповая комната разбита на зоны: художественный салон, столы для рисования, галерея картин художников-пейзажистов. Занятие проводится с подгруппой детей.
Ход занятия
(Воспитатель, одетый в костюм Осени с корзиной в руках, приглашает в групповую комнату).
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети! Вы догадались, кто к ним пришел?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- Да, я осень. Ребята, как вы думаете, почему меня называют «Золотая волшебница осень».
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- Меня называют «золотой волшебницей» потому, что я люблю украшать и изменять природу, перекрашивать своими волшебными красками листья деревьев в необычные цвета: красные, желтые, коричневые.
2
Если летом листья на деревьях зелёные, то осенью они становятся разноцветные. Я - осень – настоящая художница.
(воспитатель исполняет песню «Промелькнуло лето» в сопровождении баяна сл. В. Малкова и Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова)
Воспитатель:
- Дети, обратите внимание на мою корзину. Я принесла для вас загадки, разгадаете их, покажу вам разгадки. Слушайте:
Нам без них не обойтись;
С ними по листу пройдись,
И весь мир перед тобой
Станет яркий и цветной.
Что это?
Дети: Краски.
(Воспитатель достает коробку с красками)
Воспитатель:
- Слушайте еще:
Хвостик этот без опаски
Мы обмакиваем в краски.
Что это?
Дети: Кисточка.
(Воспитатель достает кисточку)
Воспитатель:
Краски мы на ней мешаем
Все оттенки получаем.
Что это?
Дети: Палитра.
(Воспитатель достает палитру)
Воспитатель:
- Молодцы, дети! Скажите мне, людям, какой профессии необходимы все эти предметы?
Дети: Художникам.
Воспитатель:
Да, правильно. А сейчас я предлагаю вам отправиться в «художественный салон».
(Дети садятся на стулья в «художественный салон»)
Воспитатель:
Ребята, художники, которые пишут картины о природе, называются пейзажистами. В России многие художники любили передавать впечатления о родной природе в своих картинах.
3
Писать природу не просто. Чтобы передать в картине образ родного уголка, понравившейся природы нужно много трудиться - рисовать наброски. Набросок – это рисунок того, что хочет изобразить художник в карандашном или угольном исполнении. Набросок передает все детали местности, особенности разнообразных деревьев, кустарников и т. д. Мы с вами уже делали наброски деревьев и знаем, как это не просто сделать.
Благодаря трудолюбию авторов, умению подобрать краски, их оттенки мы и сейчас можем любоваться природой, изображенной многие годы назад художниками-пейзажистами.
Сейчас картины И. Шишкина, А. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева находятся в музеях нашей страны. Любой желающий может посетить выставочные залы и полюбоваться уголками нашей Родины, получить впечатления, которые надолго сохранятся в памяти, душе.
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю рассмотреть картину И. Левитана «Золотая осень».
- Что художник изобразил на картине?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- Как вы думаете, какое время суток?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- Какой лес изображен?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- О чем вы думаете при рассматривании картины?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- Сегодня я предлагаю вам нарисовать деревья различных пород. Давайте сравним их, вспомнив стихи.
Дети читают знакомые стихи И. Токмаковой о деревьях:
Осинка
Зябнет осинка.
Дрожит на ветру.
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Воспитатель:
- Давайте уточним внешний вид осины.
4
Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Дуб стоит зеленый
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный!
Воспитатель:
- Вспомнили, каким бывает дуб – мощным, крепким?
Воспитатель:
Ива
Возле речки, у обрыва
Плачет ива, плачет ива
Может ей кого-то жалко,
Может ей на солнце жарко?
Воспитатель:
- Ива нежная, тонкая, веточки опущены вниз.
Воспитатель:
- Молодцы, дети. А сейчас я предлагаю вспомнить ещё одно дерево – берёзу. Сейчас мы будем петь о ней песню, и выполнять движения.
(дети с воспитателем выходят в центр группы и проводят физкультминутку под русскую народную песню «Во поле берёза стояла»)
Во поле берёза стояла, Поднять руки вверх
Во поле кудрявая стояла. Покачать ними
Люли - люли, стояла,
Люли - люли, стояла.
Некому берёзу заломати, Имитируют движения ломания веток о колено
Некому кудряву заломати.
Люли - люли, заломати.
Люли - люли, заломати.
Я ж пойду- пойду, погуляю, Маршируют
Белую берёзу заломаю. Взмахи руками впереди себя
Люли - люли, заломаю,
Люли - люли, заломаю.
5
Срежу с берёзы три пруточка, Делают режущие движения
Сделаю из них я три гудочка. Имитируют игру на дудочке
Люли - люли, три гудочка.
Люли - люли, три гудочка.
А четвёртую - балалайку, Игра на балалайке
А четвёртую - балалайку.
Люли- люли, балалайку,
Люли- люли, балалайку.
Во поле берёза стояла, Поднять руки вверх
Во поле кудрявая стояла. Покачать ними
Люли - люли, стояла,
Люли - люли, стояла.
Воспитатель:
- Прошу снова в «художественный салон». Давайте побеседуем о том, какие деревья вы хотите изобразить и какие материалы вы будете использовать.
(Дети высказывают свои идеи, обосновывают утверждения, опираясь на знание внешнего вида различных деревьев по толщине ствола, расположению ветвей, форме листьев, их цвете).
Воспитатель:
- Проходите в художественную мастерскую и приступайте к рисованию.
(Звучит спокойная музыка. Дети выполняют свои работы, относят их на выставку).
Воспитатель:
- Ребята, мне очень понравилось, как вы передали свои впечатления от увиденного на прогулках, экскурсиях в осенний парк, на участок детского сада. А сейчас расскажите о своих работах.
Дети описывают свои работы, уточняют используемый материал.
Воспитатель:
- Спасибо, дети. У вас получились прекрасные работы, они передают вашу любовь к родной природе, чудесно украсят нашу художественную галерею.
- А сейчас послушайте моё стихотворение об осени
Стихотворение об осени С. А. Морозкиной
Снова осень! Дерзкий ветер
Крутит, рвёт листву твою.
Барабанит дождь по крыше,
Только я своё пою.
6
Мои песни о погоде
Мои песни о любви,
То летят они, как птицы
То замедлят вдруг?
Я живу, движу я песней
Где берёз шумит листва
Где из детства вдруг приходят
Те, о Родине, слова:
«То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой…»
Никогда не смолкнет песня
О тебе мой край родной.
- До свидания. До новых встреч!