Пантелеймонова Елизавета
Конспект занятия «Знакомьтесь — славный город Чебоксары!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей начала национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
Задачи:
Образовательные:
-Совершенствовать умение самостоятельно строить последовательность речевого высказывания.
-Расширять кругозор детей, через ознакомление с памятником космонавту А. Г. Николаеву.
-Познакомить с новой дидактической игрой «Назови узор», закрепить знание чувашского орнамента.
Публикация «Конспект занятия „Знакомьтесь — славный город Чебоксары!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-Учить изготавливать «утку» по типу оригами, складывая лист бумаги в разных направлениях.
Развивающие:
- Расширять представление детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, об основных достопримечательностях, связанных с историей города Чебоксары, о знаменитых людях, прославивших Чувашскую республику.
- Развивать связную речь, поощряя полные и развёрнутые ответы, активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
-Воспитывать основы гражданственности и чувство патриотизма, любовь к своей малой Родине, национальной культуре и традициям чувашского народа.
Словарная работа: горожане.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Чтение художественной литературы», «Художественно- эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.
Предварительная работа: рассматривание картинок, открыток, иллюстраций в книгах на тему: «Достопримечательности города Чебоксары»; беседы, чтение стихотворений, рассказов о родном городе, отгадывание загадок, экскурсии в музеи и театры города.
Материалы и оборудования: интерактивная доска, ноутбук, кубик для игры, карточки с изображением чувашских узоров, старинные национальные костюмы, фотографии памятников города Чебоксары, кубики с чувашским орнаментом, магнитофон, изобразительный материал.
Ход.
Дети спускаются по ступенькам. Открывается дверь, входит Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, ребята, не подскажете, в какой город я попал?
Ответы детей.
Незнайка: Летел в Солнечный город, а попал Чебоксары (ищет в карте, смотрит)
Незнайка: Чебоксары, Чебоксары…Нет в моей карте такого города. Есть «Цветочный город», «Солнечный», а Чебоксары нет. Что это за город?
Воспитатель: Наш город Незнайка очень древний, большой и красивый. В нем много многоэтажных зданий, широких улиц и проспектов. Взгляни на эти фотографии. Это все – наш любимый город.
Воспитатель совместно с детьми знакомит Незнайку с красивыми местами г. Чебоксары
Незнайка: Да город большой, но я же в нем заблужусь.
Воспитатель: Ребята, Незнайка впервые попал в наш город. Он наш гость. Как вы думаете, чем мы можем ему помочь?
Ответы детей: (Я могу нарисовать наш залив, я могу показать кукольный театр Незнайке, а я отведу Незнайку в Лакреевский парк и т. д.)
Воспитатель: Вы молодцы, ребята. А я вам предлагаю попробовать себя в роли экскурсоводов и отправиться в путешествие по нашему любимому городу. Вы согласны?
Незнайка: Нет, путешествовать, не получиться, ведь мои воздушные шары лопнули.
Воспитатель: Незнайка, путешествовать можно не только на воздушных шарах.
Незнайка: А на чем же еще?
Воспитатель: Ребята, может вы подскажете.
Ответы детей:(на троллейбусе, автобусе….)
Незнайка: Я хочу на автобусе. А можно?
Воспитатель: Ну, конечно же, можно. Ребята, я предлагаю вам занять места в нашем воображаемом автобусе. Ну а чтобы было веселее, предлагаю вам спеть нашу любимую песню про автобус. Готовы? (Ребята поют песню «Автобус)
Воспитатель: Ребята, какие знакомые памятники вы здесь видите? (Дети перечисляют названия памятников)
Воспитатель: Как много памятников в нашем городе вы знаете.
А теперь я прошу обратить внимание вот на эту фотографию. Здесь вы видите еще один памятник космонавту А. Г. Николаеву. Он установлен в нашем городе сравнительно недавно. …году, его автор скульптор ….Рассказ…. Памятник находится на пересечении улицы Калинина и улицы носящий имя нашего знаменитого земляка. А что изображено на этих двух фотографиях расположенных по обе стороны от памятника? (ответы детей –залив рассказ детей на нем всегда много народу, горожане здесь отдыхают. Дети играют, катаются на каруселях, катамаранах, роликах. Зимой здесь большой каток, можно покататься на коньках и на санках с горок)
Воспитатель: Да ребята, залив - любимое место отдыха горожан и гостей нашей столицы. Здесь проходят разные концерты и встречи, ребятишки играют в разные игры. А вы любите играть?
Воспитатель: Тогда я предлагаю отправиться на станцию «Поиграй-ка!»
Незнайка: Очень интересно! Едем!
Дети заходят в музыкальный зал.
Станция «Поиграй-ка»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в знакомую чувашскую народную игру «Изба»
Что для этого нам нужно сделать? Ответы детей: разделиться на 4 команды. Занимайте свои домики.
Воспитатель: Ребята, удивили вы меня своей ловкостью.
Незнайка: Все так интересно,а дальше я предлагаю идти пешком.
Незнайка: Читает стихотворение:
Выше ножки поднимаем
Дружно, весело шагаем,
Смотрим мы по сторонам:
Все вокруг знакомо нам.
По дороге мчат машины
И неслышно едут шины,
Чтоб дорогу перейти
Нужно переход найти.
Смотрите, смотрите, что это за звездочки?
Ответы детей: Это чувашский орнамент и означает Солнце.
Воспитатель: Ребята, хотите отгадать мою загадку?
Артисты там работают,
А зрители им хлопают.
( Предполагаемые ответы детей: театр).
Воспитатель: Надеюсь вы догадались о чем мы сейчас будем говорить. (о театрах- ответы детей)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю загадать загадки, и из ваших ответов Незнайка узнает, какие же театры есть в нашем городе. Кто готов загадать первую загадку?
1. Как называется театр, в котором показывают пьесы, трагедии, драмы на русском языке.
Русский драмтеатр (перевернуть первую звезду на ширме, а там
фотография театра).
2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?
Театр кукол (перевернуть вторую звезду)
3. Все артисты здесь танцуют
Или с песней говорят.
Очень весело живут
В гости нас к себе зовут.
Театр оперы и балета (перевернуть третью)
4. Здесь ставятся сказки,
Здесь ставятся пьесы,
Для наших любимых
Юных детей.
Театр юного зрителя (перевернуть четвёртую)
5. В этом театре постановки разные
Но чувашская речь звучит каждый раз.
Чувашский драмтеатр (перевернуть пятый цветок)
Воспитатель: Незнайка теперь ты знаешь, какие театры есть в нашем городе?
В театре артисты поют, танцуют, играют. Предлагаю и нам немного отдохнуть и вспомнить чувашскую народную игру «Путене». Ребята, как можно выбрать водящего? (Водящего выбирают считалочкой)
(Чувашская считалка)
Чувашская народная игра «ПУТЕНЕ»
(дети встают в хоровод и чувашской считалочкой выбирается «ПУТЕНЕ», играем 2 раза)
Воспитатель: Ребята, как хорошо мы с вами поиграли. Но нам пора продолжить путь. Вот и остановка «Подумай-ка». Это дом старинных вещей. Как вы думаете, как он называется?
( Ответы детей: музей)
Незнайка: Что за красивый сундучок? Сейчас посмотрю.
Воспитатель: Остановись Незнайка, в музеях существуют определенные правила.
Незнайка: Какие еще правила?
Воспитатель: Ребята, помогайте ( ответы детей: не шуметь, трогать нельзя – почему)
Вспомните, ребята, какие музеи города вы знаете?
( Предполагаемые ответы детей: художественный музей, музей им. В. И. Чапаева, Сеспеля, национальный музей и т. д.
Воспитатель: В нашем городе много музеев. У нас тоже есть свой небольшой - музей. Здесь можно увидеть: деревенскую избу, старинные костюмы, национальные головные уборы девушек и женщин, вышивки, одежду и много других предметов, связанных с чувашской культурой.
(Воспитатель показывает чувашские наряды). Посмотрите, какие они красивые, все вышитые. Не зря Чувашию называют краем ста тысяч вышивок. Скажите, какие цвета присутствуют в чувашской вышивке и что они обозначают?
( Ответы детей: красный—цвет жизни, желтый- солнца, синий -воды, белый- чистоты)
(Ответы детей).
Чувашские женщины вышивали специальными узорами, каждый из которых имеет свое смысловое значение. Ребята, а вы знаете чувашские узоры?
Воспитатель: Я сейчас предлагаю вам поиграть, а вы попробуйте прочитать чувашский орнамент (игра проводится под музыку, по кругу передаётся кубик, с остановкой музыки кубик бросается в центр круга, какой узор выпадет - назвать значение узора).
Ответы детей : Это изображение солнце, жилища, животного, ….
Игра «Назови узор»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает вот этот орнамент? Ответы детей….
А где можно встретить изображение 5 летящих уток?
Ответы детей (на гербе и флаге города Чебоксары)
Воспитатель: Правильно ребята, действительно на гербе г. Чебоксары можно увидеть 5 летящих уток.
Хотите попробовать сконструировать уточек из бумаги? Предлагаю отправиться для работы в нашу творческую мастерскую (воспитатель показывает технику оригами, дети складывают фигурки0
Незнайка: Да… замечательные уточки у вас получились.
Воспитатель: Ребята, если вы желаете, можете оставить свои работы в нашем музее, пусть он пополнится новыми экспонатами.
Воспитатель: Какие же вы молодцы ребята. А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей, воспитатель подводит итог занятия)
Незнайка: Спасибо вам ребята, как интересно вы рассказали мне о своем городе. Теперь я знаю, о чем расскажу своим друзьям, живущим в солнечном городе. Только как же я туда доберусь?
Воспитатель: Не переживай Незнайка, мы дарим тебе новые воздушные шарики и, чтобы поднять настроение, споем тебе песню о нашем славном городе.
Песня «В Чебоксарах мы живем»
Незнайка: Как же мне у вас понравилось ребята, но все- таки пора возвращаться домой.
Воспитатель: Не спеши Незнайка, мы с ребятами тебя проводим. Согласны ребята?
Ребята вместе с воспитателем провожают Незнайку.