Татьяна Ткачёва
«Знакомство с творчеством писателя Х. К. Андерсена и его произведением «Гадкий утенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи по образовательным областям
Образовательная область «Речевое развитие» («Приобщение к художественной литературе»)
• Расширять знания о творчестве датского сказочника Х. К. Андерсена;
• продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
• закреплять умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными ответами, используя графические схемы, отображающие события;
• продолжать развивать умение детей понимать главную мысль содержания произведения;
Темочки:
- Андерсен Ханс Кристиан
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Утки, утята
- «Гадкий утенок» Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• закреплять умение осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;
• воспитывать в детях сострадание, доброту, чуткость, отзывчивость;
• закреплять умение разгадывать изографы;
• развивать речь, мышление, память, воображение;
• воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Оборудование: портрет сказочника Ханса Кристиана Андерсена, выставка произведений писателя, изограф, 4 схемы к сказке.
Предшествующая работа: беседы о жанрах х/л, чтение народных и авторских сказок, беседы по содержанию сказок, чтение сказки
Х. К. Андерсена «Гадкий утёнок».
ХОД:
Вос-ль: Ребята сегодня мы с вами поговорим о… О чём, вы узнаете, разгадав изограф. (сказка)
Вос-ль. Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)
Вос-ль. А чем отличаются сказки от рассказа?
(В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. А в сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают.)
Вос-ль. Назовите ваши любимые сказки? (Ответы детей)
Сегодня я хочу вас познакомить с великим сказочником Хансом Кристианом Андерсеном (выставляет портрет писателя).
Ханс Кристиан Андерсен родился в маленьком городке Оденсе, который находился в Дании - поэтической стране, богатой народными сказками, старинными песнями. Это была страна лесов, гор, водного мира.
Жил он в семье прачки и сапожника. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали.
Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Когда Ханс Кристиан был маленьким мальчиком, то уже тогда сочинял сказочные истории, но слушал их только старый кот Карл. Когда Андерсен вырос, он стал записывать свои сказки, и взрослые читали их своим детям. В детстве будущий писатель любил помечтать наедине с собой. Он хотел стать актёром, но стал великим сказочником.
Всего Андерсен написал 170 сказок.
Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ханса-Кристиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
В настоящее время без его сказок немыслимо детство любого человека.
Сказки писателя знают и любят во всем мире. В них добро всегда побеждает зло.
Посмотрите, все эти сказки написал Ханс Кристиан Андерсен. Вы их узнаете? Назовите их.
(Называют книжки, расположенные на выставке: «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»,«Дикие лебеди», «Русалочка» и др.)
Вос-ль:
- Ребята, а хотели бы вы попасть в эту удивительную сказочную страну? Встретиться с героями сказок или новой сказкой?
Как же нам попасть в Данию, на чём? (на самолете, на корабле, на машине) А ещё быстрее?
У меня есть волшебный зонтик. Мне дал его на время один из персонажей Андерсена. Как вы думаете, кто он?
(Оле-Лукойе)
С помощью волшебства этого зонтика мы мигом очутимся в Дании. Становитесь вокруг меня и повторяйте за мной:
Зонтик, зонтик, повернись,
Сказка добрая, начнись.
(звучит волшебная музыка)
Вос-ль:
- Ребята, садитесь на стульчики, я приготовила для вас сюрприз. Сегодня мы вспомним с вами сказку, какую и о ком, вы узнаете, отгадав загадку.
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Х. К. Андерсена "Гадкий утёнок")
(Рассказывание сказки с показом иллюстраций на проектной доске)
Физминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух.
И на стульчик снова-плюх!
Беседа по вопросам:
- Как называется сказка?
- Назовите автора сказки.
- Ребята, посмотрите на схему1 и вспомните, как начиналась история гадкого утенка.
- Вспомните, как появился на свет гадкий утенок.
- Как вы думаете, почему утенка невзлюбили птицы на птичьем дворе? Вспомните, как говорили про него утки?
(А один-то какой безобразный! Его уж мы никак не потерпим! И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. - Оставьте его! - сказала утка-мать. - Ведь он вам ничего не сделал!
Положим, но он такой большой и странный! - прошипела злая утка. - Ему надо задать хорошенько.)
- Видите, утенка не любили только потому, что он был не похож на других. И никто не хотел видеть и понимать, что у утенка доброе сердце. Иногда так бывает и среди людей: мы оцениваем человека по внешности, не замечая его душевных качеств. Но мы с вами все-таки люди, а не утки. Мы Должны понимать, что, если человек не похож на нас, выглядит по-другому, не так, как мы, это еще не значит, что человек плохой. Любого человека нужно оценивать, не по внешности, а по делам, его поступкам.
- Почему утенку пришлось покинуть птичий двор? Как отнеслись обитатели птичьего двора к этому утенку?
(Все гнали бедного утёнка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.)
- А теперь давайте вспомним, как утенка приняли на болоте. (схема 2)
Как отнеслись к утенку утки, которые жили на болоте? Почему?
(Диким уткам утенок не понравился, потому что был не красивым.)
-Кого испугался утенок?
(Утенок испугался охотников, которые стреляли в диких уток. И еще большой охотничьей собаки, которая к нему подбежала.)
- Что сделал утенок после встречи с собакой?
(Утенок долго прятался. Потом встал и пустился бежать дальше по полям и лугам.)
(Схема 3)
- Как встретили утенка в ветхой избушке? Кто в ней жил?
- Почему старушка решила оставить гадкого утёнка?
- Почему он ушел оттуда?
(Утенок ушел, потому что увидел, что здесь его никто не любит. Его не понимали, все его желания и мечты считали дурью.)
(Схема 4)
- Вспомните первую встречу гадкого утенка с лебедями? Что почувствовал утенок? (Ответы детей)
- Как вы думаете, каким был гадкий утенок, какими душевными качествами он обладал? (Ответы детей)
- Каким стал утенок, когда он вырос? В кого он превратился?
(Ответы детей)
- Как теперь относились все к молодому лебедю?
(Любовались, любили, радовались.)
- Ребята, каково ваше отношение: к утенку? Какими душевными качествами он обладал? Какие его качества вы хотели бы иметь в своем характере?
- А теперь давайте подумаем, какой смысл в этой сказке? Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой, чему хотел научить людей?
(Ответы детей)
Вос – ль: эта сказка очень поучительная, нельзя оскорблять, унижать других, надо быть более чутким, добрым друг к другу.
А закончить наше занятие, я хочу строчками из песни М. Пляцковского «Ярмарка чудес».
Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что, может, было,
А может быть, и нет.