Елена Сидоренко
Конспект занятия «Знакомство с кубанским бытом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с кубанским бытом»
Цель: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества.
Задачи: познакомить детей с предметами быта кубанских казаков, активизировать в речи слова: ухват, рушник, самовар. Воспитывать у детей интерес к историческому прошлому, жизни и быту кубанских казаков. Вызвать у детей интерес, патриотические чувства и любовь к родному краю.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с кубанским бытом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов быта казаков (музейные экспонаты, художественное слово, продуктивная деятельность детей.
Материалы и оборудование: экспозиция с предметами кубанского быта, деревенской утварью.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся с нашими гостями. А Вы, хотите отправиться в гости? Посмотрите, у меня есть волшебный клубочек, я думаю, он может показать нам правильную дорогу. Следуйте за клубочком. (в руках будет клубочек с глазками, а от него проложена дорога из ниток на него буду наматывать нитки и в конце придем к месту).
Куда же он нас привел?
Ну конечно в хату к Кубанской хозяйке. Давайте, все вместе повторим. (Воспитатель надевает на плечи шаль)
Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям! Милости прошу ко мне в гости.
Дети, проходите, рассаживайтесь. Я здесь живу. Я – Кубанская казачка. А вас как зовут? (обращаюсь к девочке)
Девочка: Меня зовут Настя.
Хозяйка: Настя, Настя маленькая,
Настенька удаленькая,
Пойди, Настёна,
Топни, Настя ноженькой.
Хозяйка: А тебя как зовут?
Дети: Ваня, Тимур, Саша.
Хозяйка: Чики, чики, чикалочки
Едет Ванечка на палочке,
А Тимурка на тележке
Щелкает орешки!
Ну, вот мы и познакомились.
Хозяйка: Посмотрите, сколько в моей избе разных вещей. Что вы видите здесь? (дети рассматривают Утюг, находят отличие от современного, делают предположение как им пользоваться)
А это Вам знакомо? Что это такое? (дети рассматривают Рушники с различной вышивкой, называют элементы вышивки, хозяйка рассказывает почему рушники украшали вышивкой. А делали это для того, чтобы рушник не только красивым был, но еще и оберегал. Солнышко – обозначали кругом, прямыми крестами, линиями, как вот здесь, а еще делали это красными нитками. А вот на этом рушнике, у нас волнистые линии, с ромбами, чтобы на огороде рос урожай. Вышивали птичек, чтобы в хате не было ссор и обид. Цветочки и ягодки, чтобы был в доме достаток
Садитесь красиво, слушайте внимательно!
А здесь вот у меня стоит посуда, посмотрите, совсем не такая как у вас (также описывают всю посуду) :
Это миска – из неё ели еду, она из глины, миска похожа на нашу тарелку? Похожи.
Это самовар – в нем кипятят воду для чая и разливают в кружки
Вот такие деревянные ложки и кружки, раньше не было железных ложке и керамических кружек, как у нас, человек первую свою ложку сделал из дерева, чтобы можно было кушать и кружку, чтобы пить.
- Ребята, скажите, а кто вам дома готовит еду? (мама, бабушка и др.)
- А в чем они готовят? (в кастрюлях)
А вот раньше, еду варили не в кастрюлях, как теперь, а в чугунках. Были чугунки большие и маленькие. Вот такие (показывает).
Еда всегда была - вкусная, ароматная.
А вы хотите сами, что-нибудь приготовить сами? Что мы можем приготовить в горшочке или чугунке? Отлично.
Давайте мы с вами сейчас попробуем сварить кашу в горшочке.
Игра «Варись каша»
Для этого нам понадобятся продукты.
Какие, как вы думаете? Что нам нужно для каши? (молоко, соль, сахар, крупа)
(Дети встают в круг – это «горшок» выбрать, кто будет «молоком», кто – «солью», «сахаром», «крупой». Как только ребенок услышит название своего продукта, он тут же встает внутрь круга.)
Хозяйка: Раз, два, три,
Кашу нам, горшок, вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем:
Наливаем молоко, (входит в круг ребенок)
Сыплем сахар,
Сыплем соль,
Насыпаем мы крупу.
Мы внимательными были,
Ничего не позабыли –
Все продукты поместили.
Каша варится: пых – пых,
Для друзей и для родных.
А себя мы позабавим:
Прыгнем и поприседаем.
Каша варится, пыхтит
Вкусным запахом дразнит.
Хозяйка: Ребята играют, меня потешают. Посмотрите, наш клубочек приготовил нам что-то интересное, давайте, откроем коробочку, вы, хотите посмотреть, что там внутри?
Это игра «Собери картинку» (Современная и старинная посуда на одной картинке)
Нужно из частей собрать одну красивую картинку. Кто хочет попробовать?
Девочки будут складывать за этим столом, а мальчики за другим.
Что получилось у девочек? Что нарисовано на картинке?
А что получилось у мальчиков? Что на вашей картинке?
Ну, вот и славно провели время у меня в гостях. Понравилось вам у меня в Казачьей хате?
Дети: Да, понравилось.
Хозяйка: Ну, что ж до свидания! Приходите еще в гости! (СНИМАЕТ ШАЛЬ)
Воспитатель встречает детей, спрашивает:
А где вы были? Что видели? Что нового узнали?
А вам понравилось в гостях?