Елена Барабанщикова
Конспект НОД «Знакомство с искусством. Рассматривание предметов с городецкой росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: продолжать формировать представления у детей, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций.
Задачи:
- познакомить с краткой историей промысла, характерными особенностями городецкой росписи, их названиями;
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с искусством, Рассматривание предметов с городецкой росписью“» размещена в разделах
- учить составлять узор аппликативным способом на полосе из элементов городецкой росписи в виде симметричной гирлянды;
- подбирать элементы декора разных оттенков цвета;
- развивать композиционные умения;
- воспитывать интерес к познанию традиционных народных промыслов.
Оборудование: городецкие изделия и их изображения; элементы городецкой росписи : бутоны, розаны, листья; полоса бумаги охристого цвета, розовые и голубые круги разных диаметров (подмалевок, синие и красные круги для декора (теневка, белые реснички-оживки.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.
. (демонстрация слайдов с изделиями городецких мастеров).
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.
Городецкие кони,
Молодецкие кони.
Гордо шею изогнули,
Круто ножку повернули.
Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора.
(воспитатель оставляет перед детьми 3-4 предмета и знакомит их с характерными особенностями городецкой росписи)
Посмотрите на узоры, которыми украшены эти вещи, кто заметил в них одинаковые элементы? Покажите.
Подтверждает, что во всех узорах есть бутоны (показывает на узорах и прикрепляет к доске такой же элемент, листья, розаны, купавки.
Городецкие цветы
Чудо, как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.
Эти цветы, хоть и называются купавкой, розаном, придуманы художниками и только немного похожи на настоящие цветы. Такие цветы называют декоративными, а дети называют их сказочными. Теперь посмотрим, какие узоры из этих элементов составляют городецкие художники.
Вот этот элемент, где много цветов рядом называется – «гирляндой». (разместить на доске полосу с изображением городецкой гирлянды) в середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него расположены цветы и листья поменьше, на краях гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается. Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них правая и левая стороны одинаковы.
Раздать детям цветные иллюстрации предметов с городецкой росписью.
Ребята найдите на предметах узор в виде гирлянды и назовите, какие цвета красок используют городецкие мастера-художники при росписи. Ответы детей.
Ребята, вы правильно назвали цвета и оттенки. Вы обратили внимание, что в каждом цветке сочетаются два похожих цвета? Чаще всего это розовый с красным, синий с голубым, или темно-оранжевый с оранжевым, темно-зеленый с зеленым. А нарядными городецкие цветы делают оживки – точки, дужки, штрихи.
Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.
Физкультминутка
Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)
Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)
Закрывают лепестки,
Головой качают, (Дети приседают)
Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)
Ребята, сегодня мы будем составлять узор в виде гирлянды на полосе.
Вот середина гирлянды. Здесь будет находиться самый крупны цветок, например этот розан (прикладывает цветок к середине полосы).
А кто хочет приложить слева и справа от большого цветка два других, меньших по величине? (Желающий ребенок прикладывает два одинаковых цветка и называет его название).
Каких элементов не хватает в гирлянде? (Листьев)
Кто хочет выложить листья? (Следующий ребенок выкладывает листья между цветами. Следующий ребенок выкладывает между цветами листья, уменьшающиеся по величине к концам гирлянды. В процессе работы, следить за правильным направлением размещения листьев).
Заключение.
Ребята, теперь вы сможете отличить городецкую роспись от других росписей по дереву, потому что в своей работе городецкие мастера соблюдают традиции, перешедшие к ним от прежних мастеров.
Вы по Волге вниз спуститесь,
На высокий берег поднимитесь,
Вас встретит, как родной отец,
Славный город Городец!
Это удивительное местечко,
Здесь расписывают дощечки.
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
Гирлянды птицы собирают,
Кони гривами играют.
Ребята,
• Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?
• Чем знаменит Городец? Что сегодня делают в Городце?
• Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?
• Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?
• А что бы вы хотели расписать?