Бублик Наталья
Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать у детей интерес к художественной литературе; обогащать и систематизировать знания детей о творчестве И. А. Крылова.
Задачи
Обучающая. Познакомить детей с басней А. И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; уточнить представления о жанровых особенностях басни. Продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль. Формировать умение детей объяснять своими словами главную идею басни.
Публикация «Занятие по ознакомлению с художественной литературой „Знакомство с басней И, А, Крылова „Лебедь, рак и щука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Развивающая. Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности; совершенствовать зрительное внимание и память, развивать воображение.
Воспитывающая. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей; басня подсказывает детям, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту.
Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание иллюстраций, портрета); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).
Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне, картинки лебедя, щуки, рака, книга с басней «Лебедь, Щука и Рак», презентация.
Ход занятия
Вводная часть. Создание положительной мотивации.
Игра «Здравствуй друг»
(Дети становятся парами лицом друг к другу, создав внешний и внутренний круги. Общаются с помощью слов и жестов)
- Здравствуй друг! (рукопожатие)
-Как ты тут? (стучат по плечу друг друга)
- Где ты был? (склоняются к уху друг друга)
- Я скучал! (стучат по обеим плечам)
- Вот ты здесь! (раскрывают руки, разводят в стороны)
- Как я рад! (обнимаются, похлопывая друг друга по спине)
(После дети из внутреннего круга смещаются вправо и игра продолжается)
Заканчивая игру, говорим слова:
Одному или одной трудно справиться с бедой. Слово «мы» сильней, чем «я». Мы – семья. И мы – друзья.
(дети присаживаются на стулья)
- Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. На прошлых занятиях мы познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Ответы детей. Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах).
-Правильно. Молодцы! Скажите, басня похожа на сказку?
- А кто обычно является главными героями в басне? (Ответы детей. Главные герои: животные, насекомые, птицы, растения, вещи)
- Да, молодцы! А чем басня отличается от сказки или рассказа? (Ответы детей. Басня короче, чем сказка или рассказ)
- Да. Правильно. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества. А какие недостатки высмеивают басни? (Ответы детей. Жадность, глупость, зависть, лесть, трусость)
- Отлично, правильно! А какие черты характера в басне прославляются? (Ответы детей. Трудолюбие, взаимопомощь, переживание сотрудничество)
- Молодцы! А чем всегда заканчивается басня? (Ответы детей. Всегда присутствует поучение: что – можно делать, а что – нельзя)
- Да, все правильно. Молодцы! А сегодня с вами мы познакомимся с новой басней, а автора вы вспомните, если внимательно рассмотрите иллюстрации книг на нашей выставке.
• Что же объединяет нашу выставку? (у всех книг один автор – И. А. Крылов)
• Нашу выставку мы так и озаглавим “Книги И. А. Крылова” (табличка на доске).
• Можно ли, глядя только на обложки книг, определить героев его произведений? (ответы детей)
Да, героями книг И. Крылова являются животные и различные предметы. Сегодня мы познакомимся с произведением “ Лебедь, рак и щука” (на доске картинки этих животных).
- Чем они отличаются? (Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает)
– Молодцы. А что же их объединяет? (Их объединяет среда обитания. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды)
– Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать. Но в басне вам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Словарная работа.
Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.
Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колесная повозка с поклажей.
Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.
Судить – высказывать свое мнение.
Чтение басни. Беседа по содержанию басни.
За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? (Они собрались везти поклажу).
Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? (Потому, что у них ничего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти).
Чему учит эта басня? (Она учит быть дружными и договариваться друг с другом).
Что заставило вас улыбнуться? (глупость героев – они тянули в разные стороны).
Вам жалко героев басни, почему? (Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось).
Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев? (Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз).
Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалость, т. к. что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать).
Физминутка. Превратимся в одного из героев басни.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Спустились над водой,
Качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться
И тихо-тихо на воду садятся.
Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой).
Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные).
Молодцы! Басня нас учит быть дружными, договариваться между собой, находить общий язык. Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их. («Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился»).
Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни. Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.
Использованная литература.
1. Ушакова О. С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
2. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаевича, М. : Просвещение, 1984. — 240с.
3. Крылов И. А. Листы и корни. М. : Советская Россия, 1986.
4. Самые любимые басни. -Изд. 2-е, перераб. –М. :ОЛМА Медия Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2009.-128 с.