Ольга Курзова
Знакомство дошкольников со скульптурой (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
2 часть. Скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством: Дымковским, Филимоновским, Каргопольским, Богородским.
При ознакомлении детей с Рельефом – даем понятие, что это изображение на плоскости и по своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов
Отмечаем, что рельеф подразделяется на:
- барельеф, в котором изображение выступает менее чем на половину своего объёма;
- горельеф, где изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объёма;
Публикация «Знакомство дошкольников со скульптурой (2 часть)» размещена в разделах
- контррельеф, здесь изображение не выступает над основной частью, а напротив углубляется в неё.
В работе с детьми, мы традиционно знакомим их с филимоновской и дымковской игрушкой. Но есть ещё один вид народной лепки, который по праву может стать одним из любимых детских занятий – это изразцы. Да мы все привыкли думать: изразцы – это музейный экспонат, отголосок прошлого тем не менее техника создания образцов настолько увлекательна, что и дети могут мастерить нечто подобное. Конечно же, получаются не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства. Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объёмных видов изобразительного искусства. Им нужно только помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объёма и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру, так как он всегда располагается на какой либо основе. Знакомство детей со скульптурой имеет место во всех возрастных группах. Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры учим детей движениям руки, просим в воздухе показать линию перехода одного объёма в другой. Подводим детей к заключению, каким же образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – например: - путём заглаживания формы в другую;
- путём заглаживания формы пальцами;
- путём постепенного наращивания объёма.
Какие же знания должны получить дети о скульптуре?
В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.
Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.
В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская, уметь рассказать о них; относится к скульптуре, которая находится в группе как к произведению искусства; знать, что скульптуру создаёт скульптор.
В старшей группе. Знать из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать воспитателя во время экскурсии; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.
В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, её содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на её выразительные средства).
Для ознакомления дошкольников со скульптурой придерживаться строгой последовательности её обследования (Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина) с этой целью выделили для себя следующие этапы работы:
1. Целостное восприятие скульптуры :
• привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение;
• определить содержание скульптуры.
2. Анализ скульптуры :
• определить общий объём фигурки, дать словесное описание объёмов, подержать её в руках, в ладонях;
• пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки;
• кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).
3. целостность восприятия:
• рассмотреть фигурку и определить её выразительность;
• найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.
Таким образом, раннее приобщение детей к настоящему искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.
Элементарные знания о скульптуре дают дошкольникам возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы.
Список рекомендуемой литературы:
1. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников со скульптурой. М.,
«Педагогическое общество», 2006
2. Халезова Н. Б., Курочкина НА., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. —
М. ,1986. С. 3-21
3. Халезова Н. Б., Гончарова Е. Эстетическое воспитание средствами
Монументальной скульптуры // Дошкольное воспитание. 1986. N 2-12. С. 23.
4. Казакова Т., Вишнева Г., Эстетическое восприятие скульптуры малой
формы //
Дошкольное воспитание. 1984. № 6. С. 47.
5. Тростянская Г. Ознакомление дошкольников со скульптурой // Дошкольное
воспитание. 1986. № 3. С. 18.
6. Бирина Н. Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с
монументальной скульптурой // Дошкольное воспитание. 1986. № 3. С. 20.