Валентина Залетина
Консультация для родителей «Школа раннего развития» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие взрослые!
Рисование - это одно из самых больших удовольствий для ребенка. Посмотрите на детский рисунок. Он чрезвычайно прост и в то же время очень выразителен.
Детские рисунки издавна привлекали внимание ученых-психологов, врачей, художников. Еще в XIX веке французский психолог Люшер доказал, что по цвету, которому отдается предпочтение, можно судить об эмоциональном состоянии человека. А член-корреспондент Российской Академии педагогических наук профессор М. М. Кольцова собирала детские рисунки в течение сорока лет, и под ее руководством сотрудники Института физиологии им. И. И. Павлова и Российской Академии образования доказали, что детская «мазня» раскрывает внутренний мир ребенка, говорит об эмоциональном состоянии малыша.
Публикация «Консультация для родителей „Школа раннего развития“ (часть 1)» размещена в разделах
Рисование приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок не только отражает то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Взрослым не следует забывать о том, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, заботливым родителям следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребенка. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рассказывая о своем рисунке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формулировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь малыш знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. У ребенка развивается художественный вкус.
Начиная «урок» рисования необходимо предоставить малышу все необходимые материалы. Не ограничивайтесь чем-либо одним. Дайте малышу и фломастеры, и карандаши (лучше мягкие —2М—4М, и краски с кистями, и восковые мелки. Из красок лучше подойдет гуашь. Она дает яркий, сочный цвет и быстро высыхает. Гуашевые краски продаются и в наборах, и отдельными баночками. Перед занятиями их необходимо развести холодной водой до консистенции жидкой сметаны. Если вы разведете гуашь горячей водой, она будет сыпаться с листа.
Акварельные краски лучше не использовать, так как маленьким детям трудно рисовать такой техникой.
Кисточка должна быть мягкой, с тонким и острым кончиком - лучше №12—14 («белка» или «пони»). Когда ребенок начнет рисовать красками, приучайте его промывать кисточку.
Бумага для рисования красками может быть как белой, так и цветной. Размер и форма листа не имеют значения. Впрочем, для рисования карандашом подойдут листы небольшого размера, а для рисования красками, фломастерами и восковыми мелками понадобятся листы побольше.
Ребенок в возрасте до 3-х лет может продолжить рисунок и за пределами бумаги. Поэтому, чтобы малыш не портил стол, а вы не сердились, положите на стол клеенку или прикрепите к нему большой лист бумаги. Чтобы ребенок не рисовал на обоях, прикрепите на стены большие листы бумаги.
Приучайте малыша бережно относиться к бумаге, не рвать ее и после занятий убирать на место.
Позаботьтесь о качестве бумаги и других материалов, которыми пользуется ваш ребенок на первых уроках рисования. Помните: использование материалов низкого качества, когда делаются первые попытки нарисовать что-либо, может негативно сказаться на отношении ребенка к рисованию.
С самых первых занятий приучайте ребенка сидеть правильно. Подберите стул и стол по росту ребенка или подложите на обыкновенный высокий стул что-нибудь твердое, чтобы малышу было удобно сидеть и он не портил осанку.
Ребенок должен сидеть прямо, не наклоняясь над столом слишком низко. Как вы понимаете, малышу недостаточно сказать: «Сядь прямо», чтобы он тут же исполнил вашу просьбу. Взрослый должен помочь ребенку сесть правильно и положить обе руки на стол. Осанку ребенка следует поправлять снова и снова и делать это не раздражаясь.
Свет должен падать с левой стороны.
Ребенок рисует правой рукой, придерживает лист левой. Если ребенок— левша, ни в коем случае не заставляйте его рисовать правой рукой. Как правило, к полутора годам уже заметно, какая рука у ребенка становится более активной. Грубая переделка левши в правшу приводит к развитию расстройств речи.
Конечно, у ребенка не сразу получается рисовать карандашом: рука еще не окрепла, пальчики не слушаются, фломастер или карандаш выпадают. Ребенок очень долго учится правильно держать карандаш или фломастер. Каждое движение дается ему с трудом. Без вашей помощи малышу не обойтись. Наложите свою руку поверх ладошки малыша. Возьмите его ладонь в свою, легонько помассируйте и покажите, как держать карандаш. Помогите ребенку ощутить правильное напряжение пальцев и кисти. Взрослым следует терпеливо приучать малыша держать карандаш правильно: большим, средним и указательным пальцами. Некоторые дети слишком сильно сжимают карандаш, и рука перенапрягается. Ни в коем случае не позволяйте ребенку держать карандаш в кулаке.
Чтобы рука малыша не перенапрягалась, следует подобрать материал, который легко оставляет след на бумаге, например фломастер или бутылочку из-под дезодоранта, устроенную по принципу шариковой ручки и заполненную краской. Когда малыш научится рисовать фломастером или бутылочкой, дайте ему карандаши, рисование которыми требует затраты определенных усилий.
Сколько времени может длится урок рисования у детей 1—3 лет?
Занятие не следует затягивать больше, чем на 15—20 минут. Даже если ребенок очень увлечен, он утомляется от однообразных движений и необходимости сидеть в одной позе. К тому же у малыша может возникнуть чувство пресыщения, и он потеряет интерес к увлекательному занятию. В прежние времена говорили: «Играй, но не заигрывайся!». Отвлеките ребенка игрушками, предложите ему отправиться на прогулку.
Рисование — это интересно!
Интерес к рисованию появляется у детей довольно рано. Ученые отмечают, что у одних малышей потребность взять в руки карандаш и рисовать возникает в 1 год, у других - в 1 год 2 месяца - 1 год 5 месяцев. Видя, как взрослые действуют ручкой или карандашом, ребенок пытается подражать им: водит ручкой или карандашом по бумаге (частенько даже не тем концом, который оставляет след на бумаге). В конце концов разобравшись, как заставить карандаш рисовать, малыш пытается водить им по обоям и по другим предметам, на которых вовсе не предусмотрены украшения в виде детских рисунков. Карандаш становится для ребенка новой любимой игрушкой.
Уважаемые взрослые, именно стремление подражать вы и должны использовать, формируя интерес малышей к рисованию.
Дети по разному относятся к попыткам родителей научить их азам рисования: одни — с радостью, другие — довольно равнодушно, третьи вообще поначалу отказываются рисовать. Не забывайте, что каждый ребенок - индивидуальность, а потому к каждому ребенку нужно найти подход.
Ни в коем случае не заставляйте малыша заниматься тем, что ему неинтересно.
Но как же заинтересовать малыша? Попробуйте поступить следующим образом.
Покажите малышу чистый лист бумаги, затем возьмите фломастер или мягкий карандаш и поводите им по бумаге, не пытаясь изобразить какой-либо образ, предмет. Обратите внимание малыша на то, что получилось: «Вот нарисовала! А теперь нарисуй ты и дайте ему карандаш (фломастер).
В первую очередь научите малыша проводить вертикальные линии. Рука малыша движется сверху вниз.
Пусть ребенок рисует, а вы приговариваете: «Ах, как хорошо! Как у тебя здорово получается! Как ты красиво нарисовал!». Неважно, что линии и штрихи пока не являются рисунком. Благодаря тому, что ребенок повторяет одни и те же движения — а малыш наносит на лист множество линий, штрихов, пятен, — движения закрепляются, постепенно в рисунках появляются зигзаги и волнистые линии. Следы на бумаге привлекают малыша все больше и больше, он начинает соотносить движения руки с характером получающейся линии.
На первых порах не предлагайте ребенку рисовать сложные объекты. Пока малышу это не под силу. А если у маленького художника что-то не получается, он теряет уверенность в себе, и как следствие — у него пропадает желание рисовать. Не забывайте, что дети очень ранимы и впечатлительны. Ребенку предстоит многому научиться, и ваша задача стимулировать, а не подавлять его интерес к рисованию.
Существуют множество способов, которые помогут вам привить ребенку интерес к рисованию. Предлагаем вам наиболее эффективные и увлекательные.
Рисуем на подносе
Высыпьте на поднос манную крупу и проведите пальцем вертикальную линию сверху вниз. Затем возьмите ладонь ребенка в свою руку и помогите малышу повторить ваш «рисунок». Немного потренировавшись таким образом, предложите ребенку провести вертикальные линии самостоятельно. Похвалите малыша, а затем научите его проводить горизонтальные и диагональные линии.
Рисуем ладошкой
Разведите в блюдце гуашевую краску, опустите в нее ладонь, оставьте отпечаток на листе бумаги и скажите малышу: «Вот как получилось, а теперь ты!». Малыш будет с удовольствием играть в такую игру, повторять вслед за вами все, что вы ему покажете.
Рисуем пальцем и пробкой
С помощью пальца и пробки получаются забавные рисунки. «Печатать» можно не только пробочкой, но и обратной стороной карандаша, крышечками и т. д.
Рисуем веревочкой
Покажите ребенку, как можно «рисовать» с помощью самой обыкновенной веревочки. Начните с простых рисунков: рыбка, мышка (кстати, любая пуговица прекрасно подойдет для того, чтобы изобразить глаза этих животных, сердечко.
А чтобы «нарисовать» улитку, вашему малышу придется долго тренироваться. Так что, запаситесь терпением.